№2-7458/11 от 28.11.2011 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС



Дело №2-7458(2011)

                             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи                           Денисюка О.Н.,

при секретаре                                                       Екимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рудого Д.В. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Рудой Д.В. (истец) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области ему, несмотря на представленные документы, было незаконно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим истец просил признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать включить его в список на получение компенсации в размере <...> руб. согласно отчету №... от "дата обезличена", выполненному ООО <...>.

Решением суда от "дата обезличена" исковые требования Рудого Д.В. были удовлетворены.

Кассационным определением судебной коллегии Брянского областного суда от "дата обезличена" решение суда было отменено.

При новом рассмотрении дела определением суда была допущена замена ненадлежащего ответчика - Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области на надлежащего - Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В судебное заседание представитель истца по доверенности Голышев В.А. уточнил исковые требования, просит суд обязать включить истца в список на получение компенсации в размере <...> руб., определенном заключением экспертизы <...> торгово-промышленной палаты №... от "дата обезличена".

Истец, представители Департамента строительства и архитектуры Брянской области, администрации Брянской области и Управления Федерального казначейства по Брянской области (3-е лицо) в судебное заседание не явились, ходатайств о переносе дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетельством о государственной регистрации права №... от "дата обезличена" подтверждается, что собственником жилого дома общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, является Рудой Д.В.

Согласно справкам МУП «Жилкомсервис» <...> Брянской области от "дата обезличена" и Комитета по управлению имуществом <...> Брянской области №... от "дата обезличена", в <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает никто не зарегистрирован и не проживает, домовладение ранее не сдавалось.

В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 г. № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:... граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся также граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п.11. ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1).

Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово- ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

В силу положений ст. 22 вышеназванного Закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, также гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 Закона.

В то же время гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, (за исключением граждан, указанных в п.6 ч.1 статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы (ч.2 ст.22 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1).

Согласно ч.3 ст.22 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 гражданам, переселившимся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные ст.17 настоящего Закона, не предоставляются.

Как установлено, истец проживал в <адрес> с "дата обезличена" по "дата обезличена" и с "дата обезличена" по "дата обезличена" в зоне с правом на отселение, и выехал из данной зоны добровольно в чистую зону - <адрес>, где зарегистрирован с "дата обезличена", что подтверждается удостоверением на льготы, установленные Законом РФ от 15.05.91 г. № 1244-1, справками администрации <...> Брянской области, администрации <...> Брянской области, справкой ДСК <...>, копией трудовой книжки, паспортом, и др. материалами дела.

Что касается периода с "дата обезличена" по "дата обезличена", то истец в указанное время проходил срочную службу в рядах Российской Армии, что подтверждается копией военного билета.

Таким образом, суд считает, что истец имеет право на компенсацию за утраченное имущество, поскольку по статусу, установленному базовым законом, по мнению суда, является лицом, на которое распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.91 года № 1244-1.

Комиссией администрации Брянской области принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество из-за несоответствия отчета об оценке имущества ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, о чем истцу Управлением по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области выдан ответ за №... от "дата обезличена".

При рассмотрении вопроса о сумме компенсации за утраченное имущество суд приходит к следующему.

Согласно заключению судебной экспертизы №... от "дата обезличена", выполненному экспертами-оценщиками Брянской торгово-промышленной палаты ФИО1, ФИО2, рыночная стоимость жилого дома с хозяйственными постройками (строениями), расположенного по адресу: <адрес>, на 11.05.2010 года с учетом радиоактивного загрязнения без учета стоимости земельного участка составляет <...> руб.

Из экспертного заключения следует, что оно выполнено лицами, имеющими свидетельства оценщика и свидетельства на право проведение экспертизы отчетов по оценке бизнеса, и являющимся членом Некоммерческого партнерства <...>. Эксперты ФИО1, ФИО2 были предупреждены об ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. При составлении заключения применены положения Федерального закона «Об оценочной экспертной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998 года, а также федеральные стандарты оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО№1), «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года №255 и «Требования к отчету об оценке» (ФСО №3), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года №254. При этом использовались затратный и сравнительный подходы, дано обоснование отказа от применения доходного подхода, расчеты выполнены корректно. При обследовании объекта экспертом принят к расчету внешний (экономический износ). Стоимость объекта была определена с учетом радиоактивного загрязнения.

Доказательств, которые бы опровергали данное заключение, сторонами не представлено.

При таких обстоятельствах, суд находит экспертное заключение, выполненное экспертами <...> торгово-промышленной палаты обоснованным и принимает его в качестве надлежащего и допустимого доказательства при разрешении названного спора.

В силу п. п. 6, 7 и 8 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2004 г. № 869 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год. Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату.

Как следует из Положения о Департаменте строительства и архитектуры Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 17 февраля 2011 года №106, на Департамент строительства и архитектуры Брянской области возложены функции по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением администрации Брянской области от 11 октября 2010 года № 1021 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации области по вопросу выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

Обязывая Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Рудого Д.В. в списки на выплату компенсации за утраченное имущество в результате аварии на Чернобыльской АЭС в размере <...> руб., суд полагает, что данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рудого Д.В. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации - удовлетворить.

Признать за Рудым Д.В. право на компенсацию за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Признать имущество, принадлежащее Рудому Д.В., по адресу: <адрес>- утраченным.

Обязать администрацию Брянской области включить Рудого Д.В. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...> руб., и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                         О.Н. Денисюк