№2-6364/11 от 24.11.2011 г. - о признании действий неправомерными, возмещении расходов на зубопротезирование



Дело №2-6364 (2011)

                                       РЕШЕНИЕ

                    Именем Российской Федерации

24 ноября 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе:

Председательствующего                                         Сухоруковой Л.В.

При секретаре                                                           Чемодуровой А.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басова В.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по г.Брянску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарной части УМВД России по Брянской области» о признании действий неправомерными, возмещении расходов на зубопротезирование,

                                УСТАНОВИЛ:

              Басов В.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он проходил службу в ОУР ОМ №... УВД по г. Брянску. "дата обезличена" обратился в поликлинику МСЧ УВД по Брянской области в связи с необходимостью лечения, удаления и дальнейшего протезирования зубов. В ходе проведенного осмотра стоматолога, был поставлен диагноз- осложненный кариес (патология постепенного разрушения ткани кости или зуба вызванная дистрофическим или инфекционным процессом в кости или надкостнице в форме хронического периодонтита, и принято решение о выдаче направления №... от "дата обезличена" на протезирование в Брянскую областную стоматологическую поликлинику, в связи с отсутствием данной медицинской услуги в ЛПУ ОВД, поликлинике МСЧ УВД по Брянской области.

В процессе прохождения лечения заявитель узнал, что договор об оказании медицинской помощи сотрудникам ОВД, между ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника» и УВД области не заключен. В связи с чем, Басов В.А. заключил договор с ГУАЗ «Брянская областная стоматологическая поликлиника» на оказание платных медицинских услуг, с последующим вручением ему пакета необходимых документов, подтверждающих факт оказания медицинской помощи, для возможного предоставления их по месту службы и решения вопроса о возмещении расходов.

           "дата обезличена" УМВД России по г.Брянску Басову В.А. было отказано в возмещении стоимости работ по протезированию.

По изложенным в иске основаниям, заявитель просил суд признать незаконным решения УМВД России по Брянской области и УМВД России по г.Брянску по отказу в возмещении расходов на зубопротезирование. Обязать УМВД России по г.Брянску в качестве восстановления его нарушенных прав, устранить все допущенные документальные недостатки препятствующие возмещению расходов самостоятельно и произвести возмещение стоимости работ по зубопротезированию (изготовление зубного протеза из не драгоценных металлов и не дорогостоящих материалов) в сумме <...> рублей, проведенному в ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника» по направлениям №... от "дата обезличена" МСЧ УВД по Брянской области, №... от "дата обезличена" УВД по г.Брянску, не исключая возможности Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части оплаты медицинской помощи, оказанной представителям силовых структур и ведомств, по тарифам, действующим на территории Брянской области на момент оказания медицинской помощи, в связи с отсутствием данной медицинской услуги в ЛПУ ОВД поликлинике МСЧ УВД по Брянской области.

В судебном заседании Басов В.А. уточнил заявленные требования. По изложенным в иске основаниям просил суд признать отказ ответчика в возмещении расходов на протезирование незаконным, обязать УМВД России по г. Брянску устранить допущенное нарушение его прав в установленном порядке, путем возмещения понесенных расходов на зубопротезирование в сумме <...> рублей.

Представитель ФКУЗ «Медико-санитарная часть УМВД России по Брянской области» в судебном заседании пояснила, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению. МСЧ УМВД не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.

Представитель УМВД России по Брянской области Малолеткова Е.А. не признала заявленные требования.

Представитель УМВД России по городу Брянску в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом.

Представитель БТФОМС Брянской области Горячок Г.Е. в судебном заседании не признала заявленные требования, пояснив, что в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Брянской области от 01.12.2010 года №742 «О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранении Брянской области» стоматология ортопедическая - вид медицинской помощи, оказываемой за счет личных средств граждан, средств учреждений (предприятий) и добровольного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в 2010-2011г.г. оплата стоматологической ортопедии законодательством не предусмотрена.

Представитель ГАУЗ «Областная стоматологическая поликлиника» в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, отзыв на заявленные требования.

Представитель Департамента здравоохранения Брянской области в судебное заседание не явился. Уведомлены надлежащим образом.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как указывает заявитель, он обратился в поликлинику МСЧ УВД по Брянской области в связи с необходимостью лечения, удаления и дальнейшего протезирования зубов. В ходе проведенного осмотра стоматолога, был поставлен диагноз - осложненный кариес (патология постепенного разрушения ткани кости или зуба вызванная дистрофическим или инфекционным процессом в кости или надкостнице в форме хронического периодонтита.

Басов В.А. обратился в ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника» "дата обезличена" с направлениями от МСЧ УВД Брянской области от "дата обезличена" №... и УВД по г.Брянску от "дата обезличена" №... на консультацию и обследование с целью протезирование полости рта.

Как следует из отзыва по иску ГУАЗ ОСП, в рамках действующих на тот момент договоров между УВД по Брянской области и ГАУЗ ОСП (№...о от "дата обезличена" и №...ф от "дата обезличена") зубопротезирование сотрудников УВД предусмотрено не было. Данные договора распространялись на плановое лечение и обследование сотрудников УВД, в связи с чем, зубопротезирование и подготовка к нему (рентгендиагностика) были оплачены Басовым В.А. из личных средств. Басову В.А. изготовлен бюгельный протез и 2 бюгельные коронки. Драгоценных металлов данный протез не содержит, что подтверждается материалами дела.

Стоимость оказанных услуг по договору составила <...> рублей.

На 2011 год договор об оказании медицинской помощи сотрудникам ОВД, между ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника» и УМВД России по г. Брянску не заключен.

В соответствии со ст. 28.1 ранее действовавшего Закона РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудников милиции медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел РФ медицинская помощь оказывается им беспрепятственно и бесплатно в иных медицинских учреждениях в порядке, определяемом Правительством РФ. Оплата этих услуг производится из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции.

В соответствии со ст. 45 вступившего в силу с 01 марта 2011 года Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» медицинское обслуживание сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе, на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключение протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии со ст. 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 года № 4202-1 в ранее действовавшей редакции и в новой редакции от 07.02.2011 года, при отсутствии по месту службы или проживания сотрудников органов внутренних дел медицинских учреждений системы МВД РФ медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ.      

Порядок компенсации расходов, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в медицинских учреждениях, не входящих в систему МВД России, определяется в соответствии с Правилами возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 года №911.

Пунктом 2 указанных Правил возмещения расходов установлено, что расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются территориальным органом соответствующего федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации. Применительно к МВД России расходы учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации возмещаются соответствующими МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации на основании заключенных договоров с этими медицинскими учреждениями.

        Согласно пункта 5 указанных Правил при оказании медицинской помощи военнослужащим или сотрудникам по неотложным показаниям учреждением здравоохранения, не заключившим договор об оказании медицинской помощи с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, это учреждение здравоохранения оформляет договор, счет-фактуру и другие документы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и направляет их для подписания и оплаты в указанный территориальный орган федерального органа исполнительной власти.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, с которым заключен договор об оказании медицинской помощи, осуществляет проверку счетов-фактур, сведений об оказанной военнослужащим и сотрудникам медицинской помощи, обоснованности приема их на лечение (обследование, освидетельствование), качества и продолжительности их лечения (обследования, освидетельствования). Взаиморасчеты за дорогостоящие (высокотехнологичные) виды медицинской помощи, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, и оказываемые военнослужащим и сотрудникам в специализированных медицинских учреждениях здравоохранения федерального подчинения, между федеральными органами исполнительной власти и указанными учреждениями здравоохранения не производятся (п. п. 7, 8 Правил возмещения расходов).

Порядок оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Брянской области и порядок расчетов с медицинскими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения определены Инструкцией, утв. Приказом УВД Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области № 427/346 от 26 июля 2005 года. Согласно Инструкции, медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет средств бюджетов всех уровней, оказывается без предъявления полиса обязательного медицинского страхования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения Брянской области при отсутствии по месту службы или месту жительства медицинских учреждений системы МВД России или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях с последующим возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения.

В соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Брянской области от 01.12.2010 года №742 «О порядке предоставления платных медицинских услуг государственными бюджетными учреждениями здравоохранения Брянской области» стоматология ортопедическая - вид медицинской помощи, оказываемый за счет личных средств граждан, средств учреждений (предприятий) и добровольного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в 2010-2011 годах оплата стоматологической ортопедии законодательством не предусмотрена.

Басов В.А. являлся сотрудником ОВД, в настоящее время является пенсионером МВД. На истца не распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность заключения договоров об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов всех уровней, возложена на соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, в данном случае на УМВД России по г. Брянску, как самостоятельное подразделение УМВД РФ по Брянской области, имеющее статус юридического лица и соответствующие полномочия.

В результате бездействия ответчика по заключению договора на оказание медицинской помощи сотрудникам УМВД по г. Брянску за счет средств областного и федерального бюджетов с ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника», были нарушены права Басова В.А., являвшегося сотрудником ОВД, затем полиции, на возмещение расходов по зубопротезированию без использования драгоценных металлов.

ФКУЗ МСЧ УМВД России по Брянской области суд не может признать надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как на указанное учреждение Правилами возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи сотрудникам ОВД, обязанность заключения договоров с лечебными учреждениями здравоохранения и возмещения расходов, не возложена.

В связи с чем, суд находит заявленные требования обоснованными в части заявленной к УМВД России по г. Брянску и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ суд

                                                    РЕШИЛ:

Исковые требования Басова В.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Брянску, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарной части УМВД России по Брянской области» о признании действий неправомерными, возмещении расходов на зубопротезирование, удовлетворить.

Признать незаконными действия (бездействие) Управления Министерства внутренних дел России по городу Брянску, выразившиеся в не заключении договора на оказание медицинской помощи сотрудникам УМВД по г. Брянску за счет средств областного и федерального бюджетов с ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника».

Управлению Министерства внутренних дел России по городу Брянску возместить Басову В.А. расходы по зубопротезированию без использования драгоценных металлов и дорогостоящих материалов, в сумме <...> рублей, проведенному в ГУАЗ «Областная стоматологическая поликлиника», в установленном законом порядке, за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                                       Л.В.Сухорукова