Дело № 2 - 2555 (11) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «28» октября 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего судьи Сушковой Н.И. при секретаре Левадной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антоненко В.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсаций за утраченное имущество, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный ею Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей. В обоснование заявленных требований, истица ссылается на то, что является собственником домовладения №... по <адрес>, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Истица мотивирует свои требования также и тем, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В судебном заседании представитель истицы по доверенности - Костюшина Е.Е. исковые требования в интересах своей доверительницы уточнила в части стоимости сдаваемого имущества и просила суд признать за истицей право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей согласно новому отчёту, составленному по результатам проведенной экспертизы, назначенной судом. Кроме того, представитель пояснила, что истица в своём заявлении от "дата обезличена" просила исключить из стоимости имущества позицию 13 - Колонку (К) стоимостью <...> рублей, в связи с чем, стоимость домовладения составит <...> рублей. Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Карпеченко А.П. по существу иска, в удовлетворении требований не возражал, пояснив, что право истицы на получение компенсации, не оспаривает, в связи с тем, что она выехала фактически в чистую зону, а также с учетом представленного брачного договора, которым изменён режим имущества супругов и определено, что личной собственностью истицы становится жилой дом со всеми надворными постройками и земельным участком. Претензий к стоимости утраченного имущества, определенной в новом экспертном заключении, с учётом последних уточнений истицы, он не имеет, так как стоимость имущества сопоставима со среднестатистическими ценами на жильё в Брянской области. Истица Антоненко В.Н., представители ответчиков: Управления федерального казначейства по Брянской области, администрации Брянской области, представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (в деле имеются почтовые уведомления о вручении судебных повесток), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств о переносе дела слушанием, не заявляли. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истицы и указанных представителей ответчиков, третьего лица. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно свидетельству о государственной регистрации права №... от "дата обезличена", Антоненко В. Н. является собственником жилого дома <адрес> (л.д.20, том 1). Данное имущество перешло в собственность истицы на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного нотариусом <...> нотариального округа Брянской области "дата обезличена", реестровый номер №...; разрешения настроительство от "дата обезличена" №..., выданного администрацией <...> района Брянской области; кадастрового паспорта здания от "дата обезличена" №..., выданного <...> филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» (т.1, л.д.18). Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию, истица приняла наследство на дом, общей площадью <...> кв.м. (л.д.18), а согласно свидетельству о государственной регистрации права №... от "дата обезличена" (л.д.20) площадь дома (сдаваемого) составила <...> кв.м., из чего следует, что площадь дома изменилась с учётом строений, возведенных в период брака истицы с ФИО1 (супругом). Так, из представленного в материалах дела инвентарного дела №... на жилой дом <адрес> следует, что основные постройки на данном земельном участке были возведены в период с "дата обезличена" по "дата обезличена", а в наследство истица вступила в "дата обезличена". Кроме того, согласно представленному в дело брачному договору №... от "дата обезличена" супруги в соответствии со ст.ст.40,42 Семейного кодекса РФ супруги договорились изменить режим имущества, нажитого ими в период брака, а также установить режим раздельной собственности в отношении отдельных видов имущества, приобретенного ими по различным основаниям. В частности, согласно указанному брачному договору, после заключения настоящего договора, личной собственностью супруги Антоненко В.Н. становится жилой дом с надворными постройками и земельным участком, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.120). Согласно справке №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области, в доме <адрес>, никто не зарегистрирован и никто не проживает (л.д.92). Указанное домовладение, как утраченное имущество, в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе, ранее не сдавалось, что подтверждается справкой <...> сельской администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена" (л.д.93). Из материалов дела усматривается, что Антоненко В.Н., постоянно проживала в зоне проживания с правом на отселение с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <адрес>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в <адрес>, что подтверждается справкой №... от "дата обезличена", выданной администрацией <...> Брянской области (л.д.90), а с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в <адрес> (зона проживания с правом на отселение), что подтверждается справкой №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области (л.д.97). Кроме того, проживание истицы в зоне радиоактивного загрязнения подтверждается также удостоверением выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение №... от "дата обезличена" (л.д.19). Согласно справке №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области, Антоненко В.Н. с "дата обезличена" и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (относится к статусу чистой зоны по радиоактивной загрязненности), <адрес> (л.д.98). Фактический выезд истицы из радиоактивной зоны также подтверждается удостоверением выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение №... от "дата обезличена" (л.д.19), копией паспорта №..., выданного "дата обезличена" межрайонным отделом УФМС России по Брянской области в <...> (л.д.12-16), а также материалом проверки ОВД по <...> и <...> муниципальному району Брянской области №... от "дата обезличена" в отношении фактического проживания истицы (л.д.102 - 104) и справкой ГБУ «ОСЗН <...> района» №... от "дата обезличена", из которой следует, что истица не состоит на учёте в ГБУ «Отдел социальной защиты населения <...> района» и не получает пособие по ежемесячной денежной компенсации в зависимости от времени проживания в зоне РЗ (л.д.91). В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года № 237 Р и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582, территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение. В силу ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона. Согласно п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 года № 1244-1) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба, в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу п.2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п.6 и п.11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложено на Орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Постановлением администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 на Департамент по строительству Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС. Таким образом, судом установлено, что Антоненко В.Н. относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество. Согласно отчёту об оценке недвижимости №... об оценке недвижимости от "дата обезличена", составленному оценщиком ООО <...> ФИО2, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет <...> рублей (л.д.21 - 87, том 1). Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от "дата обезличена" (л.д.89, том 1), истице отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный ею отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки. Поскольку, представленный истицей на комиссию и в суд отчёт об оценке составлен с нарушением п.п.14, 16, 17, 18, 19 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 1), без учёта степени радиоактивной загрязненности, определением Советского районного суда г.Брянска от "дата обезличена" по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено ООО <...>. Согласно экспертному заключению ООО <...> №... от "дата обезличена" рыночная стоимость домовладения №... по <адрес> составляет <...> рублей (л.д.2 - 105, том 2). Кроме того, экспертом проведены дополнительные расчёты с исключением из обшей рыночной стоимости оцениваемого домовладения позиции 13 - колонка (литера к) со стоимостью <...> рублей (л.д.118, том 2). В результате проведенных расчётов, рыночная стоимость домовладения, расположенного по адресу: <адрес> учетом радиоактивного загрязнения, за исключением стоимости колонки (литера к) составляет на дату оценки <...> рублей. Суд принимает данное заключение в качестве доказательства по делу, поскольку заключение является ясным, полным, непротиворечивым, сомнений в его правильности, обоснованности не имеется, эксперт был предупреждён об уголовной ответственности по ст.ст.307-308 УК РФ за дачу заведомо ложного экспертного заключения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Антоненко В.Н. на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению, данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат. Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7). Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8). Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8). В силу ч.4 Постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 выплата денежной компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области. Постановлением администрации Брянской области от 26.11.2010 года № 1206 Департамент по строительству с 25.02.2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество, истица обязана сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ по правилам распределения судебных расходов, понесенных сторонами, в связи с рассмотрением дела, суд присуждает возместить стороне, в пользу которой состоялось решение суда все понесенные по делу судебные расходы с другой стороны. Однако, на основании ст.333.36 НК РФ (в ред. от 07.03.2011 г.) суд не взыскивает с ответчиков судебные расходы. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Антоненко В.Н. - удовлетворить. Признать за Антоненко В.Н. право на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Антоненко В.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат. Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Председательствующий Н.И.Сушкова