№2-5861/11 от 26.07.2011 г. - о понуждении к совершению действий



                                                         Дело № 2-5861 (11)

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:                    

председательствующего судьи                                             Денисюка О.Н.,

при секретаре                                                                          Екимовой О.С.,                                                   

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу (ОАО) «Брянские коммунальные системы» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Севского района Брянской области (истец) обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Брянские коммунальные системы» (ответчик) с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведения прокуратурой Севского района Брянской области проверки соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства установлено, что на территории Севского района действуют 3 объекта теплоснабжения (котельные), состоящих на балансе ОАО «БКС»: квартальная №..., "____", Школа №..., "____", Баня №..., "____", причем резервными источниками питания не обеспечены.

Ссылаясь на требования ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № ФЗ-68 от 21.12.1994 г., п.п.113, 114 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года (в ред. от 28.06.2008 года) «Об утверждении правил функционирования розничных рынков эклектической энергией в переходный период», прокурор указал, что отсутствие резервного источника энергоснабжения на вышеуказанных котельных в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к серьезным последствиям. Могут быть нарушены права граждан на пользование теплом, водоснабжением в полном объеме, вследствие чего возникает угроза их жизни, здоровью, имуществу.

В случае аварийной ситуации из-за отсутствия резервных источников питания на вышеуказанных котельных могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Требуемый уровень безопасности людей не обеспечен, в связи с чем, прокурор просил суд обязать ОАО «Брянские коммунальные системы» приобрести и установить на вышеуказанных котельных аварийные источники электроэнергии.

В судебном заседании представитель прокурора помощник прокурора Сущенко Е.В. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика по доверенности Якушевский В.И. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснив суду, что в силу пункта 113 постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г. «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период» - категория надежности снабжения потребителя электрической энергией определяется в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения. Между ОАО «Брянская сбытовая компания» и ОАО «Брянские коммунальные системы» заключен договор энергоснабжения №... от "дата обезличена" по указанным в исковом заявлении котельным. В приложении к данному договору определено, что потребитель (ОАО «Брянские коммунальные системы») относится к третьей категории надежности. В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории. Отнесение вышеуказанных котельных к третьей категории не противоречит действующему законодательству, т.к. четкого определения либо перечня, в соответствии с которым можно отнести все котельные ко второй категории в Правилах № 530 не содержится. Кроме того, ссылка истца на Правила устройства электроустановок неправомерна, т.к. согласно п. 1.1.1. ПУЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки. По отношению к реконструированным электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок. Вместе с тем, перечисленные котельные находятся на балансе ГУП «Брянсккоммунэнерго» и переданы в аренду ОАО «Брянские коммунальные системы» в рамках договора аренды недвижимого имущества №... от "дата обезличена". Таким образом, установка резервного источника снабжения может быть осуществлена только с согласия арендодателя - ГУП «Брянсккоммунэнерго», в адрес которого направлялись письма по вопросу согласования проведения работ по установке в котельных второго источника питания, ответ на которые получен не был.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ - прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» также предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особо общественное значение.

Судом установлено, что прокуратурой Севского района Брянской области в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства, выявлено, что на территории Севского района действуют 3 объекта теплоснабжения ( котельные), состоящих на балансе ОАО «Брянские коммунальные системы» (ОАО «БКС»): квартальная №..., "____", Школа №..., "____", Баня №..., "____", которые резервными источниками питания не обеспечены.

По мнению прокурора, на указанных объектах должен быть проложен второй кабель, находящийся под постоянным напряжением от отдельного источника электропитания (подключен второй ввод), или установлен резервный генератор.

В соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68 - ФЗ - организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Между ОАО «Брянские коммунальные системы» и ОАО «Брянская сбытовая компания» в соответствии со ст. 540 ГК РФ был заключен договор энергоснабжения №... от "дата обезличена". Согласно Приложению № 6 к указанному договору котельные, расположенные по вышеуказанным адресам, удовлетворяют требованиям надежности электроснабжения электроприемников 3 категории.

В соответствии с п. 1.5.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6, система управления электрохозяйством потребителя электрической энергией является составной частью управления энергохозяйством, интегрированной в систему управления потребителя в целом, и должна обеспечивать: оперативное развитие схемы электроснабжения потребителя для удовлетворения его потребностей в электроэнергии; повышение надежности, безопасности и безаварийной работы оборудования; контроль за техническим состоянием собственных электроустановок и эксплуатацией собственных источников электрической энергии.

Исходя из пункта 113 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утвержденные Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года) в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе: допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих, энергосбытовых и сетевых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров; срок восстановления энергоснабжения.

Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.

Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.

Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности.

Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.

Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования, резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей, до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.

В случае если по договору энергоснабжения, иным договорам предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (электросбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с перерывами электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (электросбытовая организация), несет ответственность перед потребителем за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору. В том числе за действия (бездействия) лиц, на которых было возложено их исполнение (п.114 Пооложений).

Вышеуказанные объекты теплоснабжения относятся к электроприемникам 3-ей категории.

Исходя из смысла и требований пункта 1.1.1., Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года № 204, на которые ссылается сторона истца, распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе, на специальные электроустановки в разд. 7 Правил. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если её модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок.

Учитывая приведенные требования федерального закона и подзаконных нормативных актов, изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанные требования закона не содержат императивных норм, обязывающих ответчика (ОАО «Брянские коммунальные системы») приобрести и установить резервные источники электроэнергии на указанных в исковых заявлениях объектах.

При рассмотрении дела суду со стороны истца не представлено достаточных доказательств того, что отсутствие аварийного источника резервного электрического питания может повлечь за собой опасность для жизни либо здоровья людей или значительный материальный ущерб и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                          РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Севского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Брянские коммунальные системы» о понуждении к совершению действий - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий       судья                 О.Н. Денисюк