Дело № 2-7335 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Т.М. в интересах ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Козлова Т.М. обратилась в суд в защиту интересов ФИО1 с указанным иском, ссылаясь на следующее. С "дата обезличена" Козлова Т.М. состояла на жилищном учете в администрации Володарского района г.Брянска составом семьи 3 человека, в том числе дочь истца - ФИО1, сын истца - ФИО2 В "дата обезличена" в связи с тяжелой формой хронического заболевания дочь истца - ФИО1 включена в списки льготной очереди внеочередного предоставления жилой площади в связи с заболеванием - составом семьи 3 человека, в том числе истец - Козлова Т.М. (мать и опекун ФИО1), ФИО3 (сын ФИО1). В настоящее время ФИО1 и члены ее семьи проживают в жилом помещении, общей площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>. Кроме ФИО1. в указанном жилом помещении проживают еще 2 человека. Полагает, что по состоянию здоровья ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Истец просит суд обязать Брянскую городскую администрацию обеспечить ФИО1 жилым помещением вне очереди как страдающую тяжелой формой хронического заболевания с составом семьи 3 человека. Истец Козлова Т.М. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. При этом пояснила, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно, одной семьей, проживают ФИО1, Козлова Т.М., ФИО3 Иного жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности указанные лица не имеют. Поскольку ФИО1 страдает тяжелой формой хронического заболевания и нуждается в постороннем уходе, то она имеет право на получение жилого помещения на состав семьи из трех человек. Представитель ответчика - Брянской городской администрации по доверенности Кузнецов А.А., представитель соответчика - Финансового управления Брянской городской администрации по доверенности Романов Б.С. возражали против удовлетворения заявленных требований. При этом пояснили суду, что Брянская городская администрация как орган местного самоуправления не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; бюджет муниципального образования не предусматривает средств для реализации прав граждан указанной категории. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Кроме того, согласно действующего законодательства, в данном случае жилое помещение должно предоставляться ФИО1 как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания на состав семьи 1 человек. Представитель третьего лица Володарской районной администрации г.Брянска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, имеется заявление представителя администрации по доверенности Мозжова Д.Н. о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно справке №... диспансерного отделения «<...> областная психиатрическая больница» от "дата обезличена"№..., ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №817 от 21 декабря 2004 года имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года №378 п.3 Перечня совместное проживание в одной квартире невозможно. Согласно статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных российским законодательством. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и при предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Согласно распоряжения Администрации Володарского района г.Брянска от "дата обезличена" №... Козлова Т.М. назначена опекуном ФИО1 На жилищном учете Володарской районной администрации г.Брянска с "дата обезличена" состояла Козлова Т.М. составом семьи 3 человека, в том числе - дочь ФИО1 и сын ФИО2, проживающие по адресу: <адрес>. Как следует из Распоряжения Администрации Володарского района г.Брянска от "дата обезличена"от "дата обезличена" №... ФИО1 в связи с тяжелой формой хронического заболевания была включена в список внеочередного обеспечения жилья составом семьи 3 человека, в том числе, Козлова Т.М. - мать, опекун, ФИО3 - сын. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. Согласно копии поквартирной карточки от "дата обезличена" в жилом помещении, общей площадью 17, 2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы 4 человека: наниматель - Козлова Т.М., сын - ФИО2, дочь - ФИО1, внук - ФИО4 Как пояснил истец, в указанном жилом помещении совместно, одной семьей, проживают три человека - Козлова Т.М., ФИО1, ФИО4 Исходя из вышеуказанной справки диспансерного отделения «<...> областная психиатрическая больница», следует, что проживание ФИО1 в жилом помещении по адресу: <адрес>, в помещении, занятом тремя лицами, создает угрозу как для самого ФИО1, так и для окружающих. Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма несовершеннолетнему ФИО1 как лицу, страдающему хроническим заболеванием, не предоставлено. Таким образом, ФИО1 имеет право на внеочередное предоставления дополнительной жилой площади по договору социального найма, поскольку является лицом, страдающим тяжелым хроническим заболеванием, иного жилого помещения не имеет. Однако, как следует из пояснении истца и материалов дела ФИО1 имеет состав семьи 3 человека. Вместе с тем судом установлено, что <адрес>, являющаяся муниципальным жилым помещением, занята одной семьей, в составе которой имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Постановлением Брянской городской администрации № 1824-П от 25.05.2005г. учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека. Судом установлено, что общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет <...> кв.м общей площади. В указанном жилом помещении проживает семья из трех человек, включая ФИО1 Таким образом, доля учетной нормы на 1 человека в указанной квартире составляет <...>: 3 = <...> кв. метра, что меньше установленной учетной нормы по г. Брянску (14 кв. м.). Однако, для внеочередного обеспечения жильем ФИО1 составом семьи 3 человека, площадь жилого помещения, в котором они проживают, правового значения не имеет. Таким образом, ФИО1, имеет право на внеочередное предоставление дополнительной жилой площади по договору социального найма составом семьи 1 человек, поскольку является лицом, страдающим тяжелым хроническим заболеванием, совместное проживание с которым невозможно и создает угрозу как для самой ФИО1,, так и для окружающих. Обеспечение жилым помещением ФИО1 на состав семьи 3 человека возможно только в общем очередном порядке, в случае наличия оснований, предусмотренных ст.51 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Суд не соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что поскольку Брянская городская администрация не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний; бюджет муниципального образования не предусматривает средств для реализации прав граждан указанной категории, в связи с чем Брянская городская администрация является ненадлежащим ответчиком. Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент обращения Козловой Т.М. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях, но с учетом права указанной категории граждан на внеочередное предоставление жилых помещений. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Козловой Т.М. в интересах ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими частичному удовлетворению, и считает необходимым обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 - на состав семьи один человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <...>. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Козловой Т.М. в интересах ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить частично. Брянской городской администрации предоставить ФИО1 - составом семьи один человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте <...>. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение десяти дней. Судья Советского районного суда г.Брянска Сидоренкова Е.В.