№2-6462/11 от 28.11.2011 г. - о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-6462 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                         Сидоренковой Е.В.

при секретаре                                                      Никеенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Фокинского района г.Брянска в интересах Мильшина П.Ю. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Фокинского района г.Брянска обратился в суд с иском в интересах Мильшина П.Ю., ссылаясь на то, что Мильшин П.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Мильшин П.Ю. не имеет. Распоряжением Фокинской районной администрации г.Брянска №... от "дата обезличена" Мильшин П.Ю. включен в список граждан на внеочередное предоставление жилья. Истец просит суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Мильшину П.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <...>.

Определением судьи Советского районного суда г.Брянска от "дата обезличена" к участию в рассмотрении дела в качестве соистца привлечен Мильшин П.Ю..

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Бойкачева О.А. и соистец Мильшин П.Ю. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить. При этом пояснили суду, что Мильшин П.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать умерла "дата обезличена", его отец - на основании решения <...> районного суда г.Брянска был <...>. При учреждении над соистцом опеки жилое помещение за ним не закреплялось. Соистец с "дата обезличена" обучается в ПУ №... г.<...> находится на полном государственном обеспечении, однако, в общежитии училища не проживает.

Представитель ответчика - Администрации Брянской области, представители третьих лиц - Финансового управления Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области, Фокинской районной администрации г.Брянска, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежаще. Имеется заявление представителя Фокинской районной администрации г.Брянска по доверенности Давыдовой О.П. о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные требования Фокинская районная администрация г.Брянска не признает.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мильшин П.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета.

Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Согласно выписке из Распоряжения Фокинской районной администрации г.Брянска от "дата обезличена" №... Мильшин П.Ю. поставлен на жилищный учет, так как относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно распоряжению Администрации Фокинского района г.Брянска от "дата обезличена" №... над Мильшиным П.Ю. была установлена опека, жилое помещение при этом за ним не закреплялось.

Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Мильшину П.Ю. выделено не было, до настоящего времени Мильшин П.Ю., "дата обезличена" г.р., состоит в Фокинской районной администрации г.Брянска в очереди на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В материалах гражданского дела имеется сообщение Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" №... о том, что запрашиваемая информация о наличии жилья у истца не может быть предоставлена, поскольку в Едином государственном реестре права на недвижимое имущество и сделок с ним права Мильшина П.Ю., "дата обезличена" г.р., не зарегистрированы.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" №... за Мильшиным П.Ю. квартир и индивидуальных домовладений в г.Брянске и Брянской области не значится.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно справке директора ГБОУ НПО «Профессиональное училище №...» от "дата обезличена" №... Мильшин П.Ю. обучается в ПУ №... с "дата обезличена" (приказ №... от "дата обезличена"), срок окончания - "дата обезличена". Мильшин П.Ю. находится на полном государственном обеспечении, проживает у бывшего опекуна ФИО по адресу: <адрес>. В комнатах общежития по нормам СанПиН должны проживать по 2 учащихся, а проживают - трое учащихся. Общежитие заполнено сверх нормы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Следовательно, у Мильшина П.Ю., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки, то есть еще в "дата обезличена", возникло в соответствии в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения по Распоряжению Фокинской районной администрации г.Брянска от "дата обезличена" №... Мильшин П.Ю., "дата обезличена" г.р., поставлен на жилищный учет, так как относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования Прокурора Фокинского района г.Брянска в интересах Мильшина П.Ю. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Мильшину Павлу Юрьевичу жилое помещение по договору социального найма в пределах <...> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Фокинского района г.Брянска в интересах Мильшина П.Ю. к Администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Администрации Брянской области предоставить Мильшину П.Ю., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <...> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Судья Советского

районного суда г.Брянска                                                 Е.В.

Сидоренкова