Дело № 2-8017 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поличевской М.Я. к Администрации Брянской области, Администрации Почепского района Брянской области, Администрации города Почепа Брянской области о признании незаконным решения о закреплении жилого помещения, признании незаконным бездействия по непринятию мер к сохранности закрепленного жилого помещения, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, постановки на жилищный учет, У С Т А Н О В И Л: Поличевская М.Я. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Поличевская М.Я. не имеет. 09.06.1998 года администрация Почепского района Брянской области вынесла распоряжение №169-р о закреплении за истцом права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, который принадлежит бабушке истца. Также на момент закрепления указанного жилого помещения за истцом домовладение находилось в непригодном для проживания состоянии. После окончания обучения в училище в "дата обезличена" истец неоднократно обращалась в администрации г.Почепа и Почепского района Брянской области с целью постановки на жилищный учет, проведения ремонта в закрепленном за истцом жилом помещении, однако, должностные лица администраций не предпринимали никаких действий по защите жилищных прав истца. Истец просила признать незаконным закрепление за ней жилого помещения по адресу: <адрес>, признать незаконными бездействие должностных лиц, выразившееся в непринятии мер по сохранению закрепленного за истцом жилого помещения в пригодном для проживания состоянии, признать за истцом право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, обязать Администрацию Брянской области предоставить истцу вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <...>. Впоследствии истец уточнила заявленные требования, просила суд признать незаконным закрепление за ней жилого помещения по адресу: <адрес>; признать незаконными бездействия должностных лиц, выразившиеся в непринятии мер по сохранению закрепленного за истцом жилого помещения в пригодном для проживания состоянии; признать за истцом право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма; признать за истцом право на постановку на учет на внеочередное получение жилья, обязать администрацию г.Почепа Брянской области поставить истца на жилищный учет внеочередного предоставления жилья. В судебном заседании истец Поличевская М.Я. и ее представитель по ордеру Пахомова Е.В. поддержали уточненные заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили суд их удовлетворить. При этом пояснили суду, что Поличевская М.Я. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца - ФИО1, имевшая статус <...>, была <...>. После окончания ПТУ №... в г.<...> в "дата обезличена" и снятии с регистрационного учета в общежитии ПТУ №... г.<...> истец вернулась в <адрес>. Закрепленное за истцом жилое помещение фактически находилось в непригодном для проживания состоянии. Истец неоднократно устно обращалась в орган опеки и попечительства администраций Почепского района и г.Почепа Брянской области, однако, должностные лица указанных администраций не предпринимали никаких действий по защите жилищных прав истца. Истец в настоящее время не имеет регистрации, собственного жилого помещения не имеет, на полном государственном обеспечении не находится. Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности Черникова С.И. полагала возможным принять решение на усмотрение суда, пояснив, что в настоящее время истцу исполнилось <...> года, и она не имеет права состоять на льготной жилищной очереди. Представитель соответчика- администрации Почепского района Брянской области по доверенности Косяков А.Н. полагал возможным принять решение на усмотрение суда, пояснив суду, что закрепление за истцом жилого помещения по адресу: <адрес> было произведено в соответствии с действующим законодательством. При этом не оспаривал, что истец неоднократно устно обращалась в администрацию Почепского района Брянской области и администрацию г.Почепа Брянской области с тем, чтобы должностные лица указанных администраций произвели осмотр закрепленного за ней жилого помещения с целью признания его непригодным для проживания, а также с целью постановки истца на жилищный учет для внеочередного предоставления жилья. Представитель соответчика- администрации г.Почепа Брянской области, представители третьих лиц - Финансового управления Брянской области, Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежаще. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Поличевская М.Я. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на полном государственном обеспечении не находится. Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее. Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Распоряжению Администрации Почепского района Брянской области от 09.06.1998 года №169-р за Ролдугиной (ныне Поличевской) М.Я., "дата обезличена" г.р., на основании п.4 ст.71 СК РФ было закреплено жилое помещение в доме бабушки по адресу: <адрес>. Согласно п.4 ст.71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" №... жилое помещение по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2, ФИО3, доля в праве собственности каждого из них - 1/2, которое возникло на основании договора дарения №... от "дата обезличена" и договора бессрочного пользования №... от "дата обезличена". Как установлено в судебном заседании, право собственности на указанное домовладение до настоящего времени зарегистрировано за ФИО2, ФИО3, которые умерли в "дата обезличена". В указанном домовладении фактически проживала бабушка истца - ФИО1, которая позднее также умерла, не оформив право собственности на указанное домовладение. В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно ч. 2 ст. 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением не является основанием для отказа в его принятии. В данном случае суд учитывает, что, несмотря на то, что обжалуемое распоряжение Администрации Почепского района Брянской области от №169-р было вынесено 09.06.1998 года, лицами, участвующими в деле не заявлялось о пропуске трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения администрации о закреплении за истцом жилого помещения. Также суд учитывает, что на день издания оспариваемого распоряжения Поличевская М.Я. была несовершеннолетней, и самостоятельно не имела возможности защитить свои права. Согласно ст.128 ЖК РСФСР (действовавшего на момент закрепления за истцом жилого помещения и до 01 марта 2005 года), ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Поскольку жилой дом по адресу: <адрес>, на момент закрепления на истцом жилого помещения не находился в собственности родителей истца, решение о закреплении за Ролдугиной М.Я. права на жилую площадь в данном домовладении является незаконным, иск в части признания незаконным оспариваемого решения администрации Почепского района Брянской области от 09.06.1998 года №169-р в части закрепления за Поличевской М.Я. жилого помещения по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению. В связи с тем, что указанное домовладение не является муниципальной собственностью, на балансе муниципального образования не находится, то администрация муниципального образования (в данном случае администрация г.Почепа Брянской области и администрация Почепского района Брянской области) не может нести бремя содержания указанного домовладения в пригодном для проживания состоянии. В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия должностных лиц, выразившихся в непринятии мер по сохранению закрепленного за истцом жилого помещения в пригодном для проживания состоянии. Также суд учитывает, что указанное домовладение было закреплено за истцом неправомерно. Сохранение за Ролдугиной (ныне Поличевской) М.Я. права на жилую площадь по адресу: <адрес>, произведенное администрацией Почепского района Брянской области в нарушение действовавшего на тот момент ЖК РСФСР, не позволяет ей пользоваться жилым помещением, поскольку указанное домовладение не имеет собственника, на балансе муниципального образования не находится. Регистрация истца в указанном домовладении в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" в силу ч.2 ст.3 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» сама по себе право на жилую площадь не порождает. Как следует из преамбулы, а также из ст. 1 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. В силу положений названного Закона достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не имеющих закрепленного жилого помещения, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Судом установлено, что Поличевская М.Я., "дата обезличена" года рождения, на момент рассмотрения настоящего гражданского дела достигла возраста <...> лет. В судебном заседании стороной ответчиков не оспаривался тот факт, что, начиная с "дата обезличена" (истцу на тот момент исполнилось <...> лет) истец неоднократно обращалась в администрации г.Почепа Брянской области и Почепского района Брянской области с целью постановки на жилищный учет и предоставления жилья во внеочередном порядке как ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в длительном неисполнении положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишает указанных граждан права требовать защиты своих прав. В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. Таким образом, суд полагает возможным признать за истцом право на постановку на учет для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма в администрации г.Почепа Брянской области, обязать администрацию г.Почепа Брянской области поставить истца на учет для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также признать за истцом право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма в черте <...>. На основании изложенного суд находит исковые требования Поличевской М.Я. к Администрации Брянской области, Администрации Почепского района Брянской области, Администрации города Почепа Брянской области подлежащими частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Поличевской М.Я. к Администрации Брянской области, Администрации Почепского района Брянской области, Администрации города Почепа Брянской области - удовлетворить частично. Признать незаконным Распоряжение Администрации Почепского района Брянской области от 09.06.1998 года №169-р в части закрепления за Поличевской М.Я. жилого помещения по адресу: <адрес>. Признать за Поличевской М.Я. право на постановку на жилищный учет в администрации г.Почепа Брянской области для внеочередного получения жилого помещения по договору социального найма. Администрацию г.Почепа Брянской области поставить Поличевскую М.Я. на жилищный учет для внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Признать за Поличевской М.Я. право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. В удовлетворении остальной части требований Поличевской М.Я. - отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней. Судья Советского районного суда г.Брянска Е.В. Сидоренкова