№2-8438/11 от 20.12.2011 г. - о получении субсидии на приобретение жилья



Дело № 2-8438 (2011)

Р Е Ш Е Н И Е

                                             Именем Российской Федерации

20 декабря 2011 года Советский районный суд гор. Брянска в составе:

председательствующего судьи                                                                          Ильюхиной О.Г.,

при секретаре                                                                                                      Головачеве П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князьковой В.М. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, администрации Брянской области о получении субсидии на приобретение жилья,

                                                У С Т А Н О В И Л:

Князькова В.М. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, администрации Брянской области о получении субсидии на приобретение жилья, указывая, что она относится к числу граждан, подвергшися радиоционному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, так как была зарегистрирована в зоне №... с правом на отселение с "дата обезличена" по "дата обезличена" в <адрес>, и состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании постановления администрации г. Сельцо Брянской области. Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Князькова В.М. не имеет, в связи с чем, имеет право на социальную выплату на приобретение жилья, удостоверенную государственным жилищным сертификатом. Департаментом строительства и архитектуры Брянской области Князьковой В.М. было отказано в выделении соответствующей выплаты (сертификата) на приобретение жилья, в связи с отсутствием выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также поскольку она состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы в <...>, однако постоянно зарегистрирована и проживает в <адрес>.

Князькова В.М. просит признать за ней право на улучшение жилищных условий и получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы»; признать отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче сертификата на приобретение жилья незаконным; обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить ее в списки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В судебном заседании истец и ее представитель Антипенко В.Н. заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Брянской области, Латышева О.В., исковые требования не признала, просила в иске отказать, в связи с утратой права состоять на жилищном учете по месту работы в администрации г. Сельцо на основании вступившего в силу Жилищного кодекса.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации г. Сельцо, Кононова И.Е. поддержала требования истца, просила их удовлетворить.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента, в отзыве на исковое заявление требования не признал, в связи с утратой Князьковой В.М. права состоять на жилищном учете по месту работы в администрации г. Сельцо на основании вступившего в силу Жилищного кодекса, так как местом регистрации и проживания Князьковой В.М. является <адрес>.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу п.11 части 1 ст.13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся в том числе граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

В соответствии с п.1 ст.22 вышеназванного закона гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 указанного закона гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 закона.

Согласно п. 7 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

В частности пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

На основании подп. «е» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что Князькова В.М. была зарегистрирована с "дата обезличена" по "дата обезличена" в <адрес>, что подтверждается справкой <...> сельской администрации №... от "дата обезличена" и удостоверением добровольно выехавшей из зоны проживания с правом на отселение.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» данный населенный пункт отнесен к зоне проживания с правом на отселение.

Согласно представленным документам Князькова В.М. выехала из зоны загрязнения с "дата обезличена" в <адрес>, в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

Жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, Князькова В.М. не имеет, что подтверждается сведениями из Росреестра.

Князькова В.М. с "дата обезличена" состоит на жилищном учета в администрации г. Сельцо как нуждающаяся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений. На момент постановки на жилищный учет Князькова В.М. проживала в <адрес> с "дата обезличена"

Таким образом, судом установлено, что истец относится к категории лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий.

Рабочей группой по организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов было принято решение об отказе Князьковой В.М. в выдаче жилищного сертификата, в связи с отсутствием выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также в связи с утратой права состоять на жилищном учете в администрации г. Сельцо на основании вступившего в силу Жилищного кодекса, так как местом регистрации и проживания Князьковой В.М. является <адрес>.

Суд полагает отказ в выдаче жилищного сертификата неправомерным по следующим основаниям.

В материалах дела имеется выписка №... из постановления администрации г. Сельцо Брянской области от "дата обезличена" №..., датированная "дата обезличена"

Следовательно, суд приходит к выводу, что указанная выписка предоставлялась "дата обезличена" на рассмотрение рабочей группе по организации работы по выдаче государственных жилищных сертификатов Департамента строительства и архитектуры Брянской области на рассмотрение вопроса о предоставлении Князьковой В.М. социальной выплаты на приобретение жилья.

Доводы ответчика об утраченном праве состоять на жилищном учете по месту работы при администрации города Сельцо в соответствии с вступившим в силу Жилищным кодексом РФ суд также находит неосновательными, поскольку на момент постановки на жилищный учет в администрации г. Сельцо в "дата обезличена" она действительно была зарегистрирована в <адрес>, однако работала в <...> ТМО (в настоящее время ГБУЗ «<...> городская больница»), что подтверждается справкой ГБУЗ «<...> городская больница» от "дата обезличена"

На момент постановки Князьковой В.М. на жилищный учет порядок обеспечения граждан помещениями и пользование помещениями (в том числе по основаниям признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий) был урегулирован разделом III ЖК РСФСР от 1983 года.

В силу ст. 30 действующего ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФCР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также по месту жительства.

Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений был установлен Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984г. №335, в силу п. 10 которых учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.

На основании вышеприведенных норм законодательства Князькова В.М. была поставлена на жилищный учет по месту своей работы, так как в указанный период времени <...> ТМО, где она работала, обслуживало градообразующее предприятие <...> и жилье для медицинских работников выделялось данным предприятием.

Департамент строительства и архитектуры Брянской области в своем отзыве ссылается на ст. 52 Жилищного кодекса РФ, согласно которой принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Однако на основании ст. 5 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 6 указанного закона с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации г. Сельцо Брянской области №... от "дата обезличена" постановка Князьковой В.М. в "дата обезличена" на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признана правомерной.

Следовательно, суд приходит к выводу о том, что у истца имеются все установленные законодательством основания для признания права на получение субсидии на приобретение жилья.

Исходя из вышеизложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Князьковой В.М. удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры Брянской области №... от "дата обезличена"

Признать за Князьковой В.М. право на улучшение жилищных условий, право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Князькову В.М. в списки граждан на предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                                                   О.Г. Ильюхина