Дело №2-8010(2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 08 декабря 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего судьи Денисюка О.Н., при секретаре Екимовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Завитаевой А.Д. к Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет и выделить субсидию на улучшение жилищных условий, УСТАНОВИЛ: Завитаева А.Д. (истица) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что зарегистрирована и фактически проживает в <адрес>, который принадлежит на праве собственности Завитаеву Н.С. Она является вдовой участника Великой Отечественной войны, ФИО1, умершего "дата обезличена". и поэтому обратилась в Телецкую сельскую администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области с заявлением о постановке на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако постановлением №65 от 13.09.2011 года в принятии на жилищный учет ей было отказано. Считает данный отказ незаконным, поскольку имеет право на льготное обеспечение жильем и просит суд признать незаконным постановление Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области от 13.09.2011 года №65 об отказе в принятии ее на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а также просит обязать Телецкую сельскую администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области поставить её как вдову участника Великой Отечественной войны на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании представитель истицы Завитаев Н.С. поддержал исковые требования истицы в полном объеме. Представитель Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области - глава Телецкого сельского поселения Сердюков В.В. исковые требования не признал, пояснил, что истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с совершением действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно в связи с дарением дома, где проживает истица, своему сыну Завитаеву Н.С. "дата обезличена". Просит в иске отказать. Представитель администрации Брянской области по доверенности Латышева О.В. исковые требовании не признала, пояснив, что истица не обращалась в администрацию Брянской области, в связи с чем, последняя является ненадлежащим ответчиком. Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Кургузова Е.Б. исковые требования также не признала, поскольку вопросы постановки граждан на жилищный учет не входят в полномочия Департамента, субсидия выделяется лишь лицам, состоящим на жилищном учете. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Завитаева А.Д. является вдовой участника Великой Отечественной Войны ФИО2, умершего "дата обезличена", (удостоверение №..., выдано "дата обезличена" ГУ «Отдел социальной защиты населения <...> района»). "дата обезличена" заявление истицы о принятии на жилищный учет было рассмотрено на заседании жилищной комиссии Телецкого сельского поселения, решением которой истице было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях на основании ст. 53 Закона Брянской области от 09.06.2006 года №37-З «Последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий» (как указано в решении). 13.09.2011 года администрацией Телецкого сельского поселения вынесено постановление №65 об отказе в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, о чем истице дан ответ за №... от "дата обезличена". Как усматривается из справки ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена", за Завитаевой А.Д. объектов недвижимого имущества в гор. <...> и Брянской области не значится. Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995г. №5-ФЗ устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст.21 вышеназванного Федерального закона (в ред. от 06.05.2010 N 79-ФЗ), меры социальной поддержки, установленные для семей умерших участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В силу ч.2 ст.21 Закона, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак. Согласно п.4 ч.1 ст.21 Закона, мерой социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. (Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года). Таким образом, члены семей умерших участников Великой Отечественной войны, обеспечиваются жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 3 и п.3.1 ст.23.2 Закона по письменным заявлениям членов семей умерших участников Великой Отечественной войны обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Исходя из вышеназванных положений Федерального закона «О ветеранах» обеспечение членов семей умерших участников Великой Отечественной войны не подпадает под действие жилищного законодательства, а регулируется указанным Законом. Данное толкование Закона подтверждается вносимыми в п.4 ч.1 ст.21 указанного Закона изменениями. Так в редакции Федерального закона от 29.06.2009 №135-ФЗ члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивались жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона и в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В редакции же Федерального закона от 21.12.2009 №327-ФЗ положение об обеспечении жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации исключено, и относится только к обеспечению жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий. Кроме того, согласно действующей редакции Федерального закона «О ветеранах» от 06.05.2010 №79-ФЗ, обеспечение жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны производится вообще независимо от их имущественного положения. Как установлено, истица проживает в жилом доме <адрес>. Указанный дом истица подарила своему сыну, Завитаеву Н.С., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №... от "дата обезличена". Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2). Как усматривается из материалов дела, договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, между истицей и Завитаевым Н.С. был заключен "дата обезличена". В Телецкую сельскую администрацию с заявлением о постановке на жилищный учет Завитаева А.Д. обратилась "дата обезличена". Согласно п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно справки <...> отделения ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от "дата обезличена" №..., дом <адрес> имеет 47% износа, требуется капитальный ремонт: замена крыши, окон, внутренняя отделка, окраска дверей, полов, оклейка обоев, требуется замена водопроводных труб, полностью отсутствуют санитарные устройства, нет канализации, санузла. Разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47, установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение. Согласно п.12 указанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Таким образом, ветераны ВОВ, проживающие в неблагоустроенных жилых помещениях, находящихся в поселениях с централизованными инженерными сетями, могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Согласно представленным суду документам дом, который истица подарила сыну, как в момент дарения, так и в настоящее время является неблагоустроенным жилым помещением, следовательно, истица в момент дарения уже нуждалась в улучшении жилищных условий. Помимо этого, как ранее упоминалось, истица является вдовой участника Великой Отечественной Войны и в силу Федерального закона «О ветеранах» имеет право на обеспечение жильем ( получение денежную выплаты на приобретения жилья) исходя из общей площади жилья установленным данным законом независимо от её имущественного положения. При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях истицы противоправности, что явилось бы причиной отказе в предоставлении ей гарантии социальной защиты предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах». В связи с изложенным, отказ Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области в признании истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, в постановке на учет, является необоснованным. Помимо того, в соответствии с Положением о Департаменте по строительству Брянской области, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 27 декабря 2006г. №831 п.3.24, Департамент осуществляет в установленном порядке работу по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в рамках реализации Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Постановлением Администрации Брянской области № 1206 от 26 ноября 2010 года, Департамент по строительству Брянской области с 25 февраля 2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. В связи с чем, требование истицы обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области предоставить ей единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством является правомерным. Вместе с тем, суд считает, что истицей безосновательно в качестве ответчика указана Администрация Брянской области. На основании изложенного, исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Завитаевой А.Д. к Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области, Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконными действий по отказу в принятии на жилищный учет, понуждении поставить на жилищный учет и выделить субсидию на улучшение жилищных условий удовлетворить частично. Признать незаконным постановление отказ Телецкой сельской администрации Трубчевского муниципального района Брянской области от 13.09.2011 года №65 об отказе в принятии Завитаевой А.Д. на жилищный учет. Обязать Телецкую сельскую администрацию Трубчевского муниципального района Брянской области поставить Завитаеву А.Д., как вдову участника Великой Отечественной войны, на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях с момента подачи заявления. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области предоставить Завитаевой А.Д., как вдове участника Великой Отечественной войны, единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в порядке установленном действующим законодательством. В удовлетворении исковых требований Завитаевой А.Д. к Администрации Брянской области отказать. Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий судья О.Н.Денисюк