№2-6480/11 от 05.12.2011 г. - о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-6480(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                         Денисюка О.Н.,

при секретаре                                                      Екимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов Соловьевой Т.В. к администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района г.Брянска (истец) обратился в суд с иском в интересах Соловьевой Т.В. (соистец), ссылаясь на то, что последняя относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Соловьева Т.В. родилась "дата обезличена", ее мать ФИО1 решением <...> районного суда Брянской области от "дата обезличена" <...> в отношении Соловьевой Т.В., отец ФИО2 умер "дата обезличена". До "дата обезличена" Соловьева Т.В. находилась в Государственном общеобразовательном учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<...> школа - интернат» (<адрес>), "дата обезличена" окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №... г. Брянска», "дата обезличена" окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №... имени <...>» (<адрес>). После окончания училища Соловьева Т.В. была зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>.Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Соловьева Т.В. не имеет, на полном государственном обеспечении не находится. На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации <...> Брянской области от "дата обезличена" №... Соловьева Т.В. поставлена на льготную очередь на жилье, поскольку имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. До настоящего времени Соловьевой Т.В. жилое помещение по договору социального найма не выделялось. Как сирота, Соловьева Т.В. включена в льготный список на внеочередное предоставление жилья по состоянию на 21.02.2011 года, в котором она числится под №.... Кроме того, Соловьева Т.В. необоснованно поставлена на очередь под №... в сводном областном списке детей-сирот. Истец просит суд обязать администрацию Брянской области (ответчик) предоставить Соловьевой Т.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям социальных норм в черте <...>.

Решением суда от "дата обезличена" в удовлетворении исковых требований было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии Брянского областного суда от "дата обезличена" решение суда было отменено.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Малярчук С.Б. и соистец Соловьева Т.В. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Брянской области, представители Унечской районной администрации Брянской области Финансового управления Брянской области и Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области (3-х лиц) в судебное заседание не явились, судом надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания.

От администрации Унечского района Брянской области в суд поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета. Срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней.

Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения» (Порядок), который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Судом установлено, что Соловьева Т.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации <...> Брянской области от "дата обезличена" №... Соловьева Т.В. поставлена на льготную очередь на жилье, поскольку имеет статус <...>.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Соловьева Т.В. на полном государственном обеспечении не находится.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" за Соловьевой Т.В. квартир и индивидуальных домовладений в Брянской области не значится.

Постановлением администрации Унечского района Брянской области от "дата обезличена" №... за Соловьевой Т.В., как лицом, оставшимся без попечения родителей, закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Согласно акту обследования помещения межведомственной комиссии <...> сельской администрации <...> района Брянской области от "дата обезличена", в жилом доме <адрес> на момент обследования окна и двери отсутствовали, в помещении дома лежало сено, водопровода, канализации нет, отопление отсутствует, сарай разрушен. Комиссия пришла к выводу о непригодности данного дома к проживанию.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.         

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Соловьевой Т.В. жилое помещение по договору социального найма в черте <...> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Унечского района г.Брянска в защиту интересов Соловьевой Т.В. к администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Администрации Брянской области предоставить Соловьевой Т.В. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте <адрес> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья                      О.Н. Денисюк