№2-6477/11 от 05.12.2011 г. - о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-6477(2011)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                         Денисюка О.Н.,

при секретаре                                                      Екимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Унечского района Брянской области в защиту интересов Хаткиной Э.А. к администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Унечского района г.Брянска (истец) обратился в суд с иском в интересах Хаткиной Э.А. (соистец), ссылаясь на то, что последняя относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма Хаткина Э.А. не имеет. Хаткина Э.А. родилась "дата обезличена", ее мать ФИО1 решением <...> районного суда Брянской области от "дата обезличена" <...> в отношении Хаткиной Э.А., отца у девочки нет. Постановлением администрации Унечского района №... от "дата обезличена" несовершеннолетняя Хаткина Э.А. была направлена в одно из учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). "дата обезличена" Хаткина Э.А. окончила ГОУ НПО «Профессиональное училище №...» <...> Брянской области. После окончания училища Хаткина Э.А. была зарегистрирована в общежитии по адресу: <адрес>. Решением жилищной комиссии администрации Хаткина Э.А. необоснованно включена в льготный список граждан на внеочередное предоставление жилья по состоянию на 15.02.2011 года под №..., в сводном областном списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она стоит под №.... Поскольку Хаткина Э.А. является сиротой и законом ей гарантировано внеочередное право на получение жилого помещения по договору социального найма. Истец просит суд обязать администрацию Брянской области (ответчик) предоставить Хаткиной Э.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям социальных норм в черте <...>.

Решением суда от "дата обезличена" в удовлетворении исковых требований было отказано.

Кассационным определением судебной коллегии Брянского областного суда от "дата обезличена" решение суда было отменено.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Малярчук С.Б. поддержали исковые требования в полном объеме.

Хаткина Э.А.., представитель ответчика Администрации Брянской области, представители Унечской районной администрации Брянской области Финансового управления Брянской области и Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области (3-х лиц) в судебное заседание не явились, судом надлежаще уведомлены о времени и месте судебного заседания.

От администрации Унечского района Брянской области в суд поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета. Срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней.

Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения» (Порядок), который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Хаткина Э.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации <...> Брянской области от "дата обезличена" №... Хаткина Э.А. поставлена на льготную очередь на жилье, поскольку имеет статус <...>.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Хаткина Э.А. на полном государственном обеспечении не находится.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" за Хаткиной Э.А. квартир и индивидуальных домовладений в Брянской области не значится.

Постановлением администрации Унечского района Брянской области от "дата обезличена" №... за Хаткиной Э.А., как лицом, оставшимся без попечения родителей, закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из справки отдела надзорной деятельности по Унечскому району Брянской области от "дата обезличена" №... следует, что в 4-хквартирном жилом доме <адрес>, находящемся в муниципальной собственности, "дата обезличена" произошел пожар. Причиной пожара послужило нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электронагревателя ФИО2, которая при пожаре погибла. По результатам проверки по факту пожара прокуратурой <...> района отказано в возбуждении уголовного дела.

Из акта обследования дома <адрес>, произведенного "дата обезличена" гл.специалистом сектора по делам семьи, охране материнства и детства. Демографии администрации Унечского района ФИО3 и дознавателем ОНД по <...> району ФИО4 усматривается, что домовладение, находящееся по указанному адресу, сгорело во время пожара "дата обезличена". В настоящее время на месте нахождения сгоревшего домовладения произрастает луговая трава и лесные кустарники, территория заросла бурьяном. Свидетельством пожара являются остатки сгоревшего фундамента и кирпича.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.         

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать администрацию Брянской области предоставить Хаткиной Э.А. жилое помещение по договору социального найма в черте <...> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Унечского района г.Брянска в защиту интересов Хаткиной Э.А. к администрации Брянской области о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Администрации Брянской области предоставить Хаткиной Э.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте <...> в срок не позднее 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья               О.Н. Денисюк