Дело № 2-8974/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сокова А.В., секретаре Стрельцовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глотова А.М. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, У С Т А Н О В И Л: Глотов А.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Брянской области о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью. В судебном заседании Глотов А.М. исковые требования поддержал. Представитель УМВД РФ по Брянской области Вяликова Н.В. просила в удовлетворении иска отказать. Исследовав материалы дел, выслушав доводы сторон и их представителей, суд приходит к следующему. Глотов А.М. служил в органах внутренних дел в системе УВД Брянской области с "дата обезличена" по "дата обезличена". Уволен из органов внутренних дел приказом №... от "дата обезличена" по п. «з» ст.19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с должности <...> УГИБДД УВД Брянской области. Заключением Советского бюро МСЭ гор. Брянска от "дата обезличена" Глотов А.М. признан инвалидом <...>. В период службы в органах внутренних дел "дата обезличена" в ходе проведения плановых мероприятий УВД области в составе рейдовой группы при проверке грузовой автомашины Глотов А.М. поскользнулся и упал с кузова автомашины. В результате падения ему были причинены <...>, <...>. Данный факт установлено заключением служебной проверки УВД области от "дата обезличена", признавшей данную травму полученной Глотовым А.М. при исполнении служебных обязанностей. Глотов А.М. уволен из органов внутренних дел приказом "дата обезличена" по п. «з» ст.19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). Заключением Советского бюро МСЭ гор. Брянска от "дата обезличена" признан инвалидом <...>. Заключением эксперта от "дата обезличена" №... установлено, что у Глотова А.М. в результате причиненной в "дата обезличена" <...> в настоящее время имеются последствия в виде <...>. Указанные последствия повлекли утрату профессиональной трудоспособности в размере <...>%. Решением Советского районного суда гор. Брянска от "дата обезличена" в пользу Глотова А.М. с УВД Брянской области было взыскано единовременно в возмещение вреда, причиненного здоровью, <...>. На УВД Брянской области была возложена обязанность с "дата обезличена" выплачивать Глотову А.М. в возмещение вреда, причиненного здоровью, <...> до наступления обстоятельств, позволяющих производить выплату. Решением Советского районного суда гор. <...> от "дата обезличена" ежемесячные выплаты Глотову А.М. были проиндексированы. На УВД Брянской области была возложена обязанность с "дата обезличена" выплачивать Глотову А.М. в возмещение вреда, причиненного здоровью, <...> с индексацией указанных выплат в установленном законом порядке. Заключением эксперта от "дата обезличена" №... Глотову А.М. установлено <...>% утраты профессиональной трудоспособности на срок с "дата обезличена" по "дата обезличена" Заключением эксперта от "дата обезличена" №... Глотову А.М. установлено <...>% утраты профессиональной трудоспособности на срок с "дата обезличена" по "дата обезличена" Заключением эксперта от "дата обезличена" №... Глотову А.М. установлено <...>% утраты профессиональной трудоспособности на срок с "дата обезличена" по "дата обезличена" Экспертизы проводились по заявлениям Глотова А.М. во внесудебном порядке, УВД по Брянской области в добровольном порядке производило Глотову А.М. выплаты в возмещение вреда здоровью с установленной индексацией. В очередной раз Глотов А.М. обратился в экспертное учреждение по вопросу установления степени утраты профессиональной трудоспособности. Заключением эксперта ГБУЗ «Брянское областное бюро судебно-медицинских экспертиз» от "дата обезличена" №... Глотову А.М. установлено <...>% утраты профессиональной трудоспособности на срок с "дата обезличена" по "дата обезличена" Заключение эксперта было представлено Глотовым А.М. УМВД России по Брянской области (правопреемнику УВД по Брянской области) с заявлением о назначении выплат в возмещение вреда здоровью. Письмом председателя специальной комиссии УМВД России по Брянской области от "дата обезличена" №... в назначении указанных выплат было отказано, в связи с тем, что ему ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного здоровью. Не согласившись с отказ, Глотов А.М. обратился в суд с иском к УМВД России по Брянской области о взыскании сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью. В судебном заседании Глотов А.М. исковые требования поддержал, просил взыскать с УМВД России по Брянской области единовременно в возмещение вреда здоровью за "дата обезличена" и "дата обезличена" по <...> руб., обязать УМВД России по Брянской области выплачивать ему начиная с "дата обезличена" в возмещение вреда здоровью ежемесячно по <...> руб. с последующей их индексацией в соответствии с действующим законодательством. Оценивая обоснованность заявленных исковых требований, и представленных возражений, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. В силу ч.4, ч.6 ст.29 Закона РФ «О милиции», в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры. При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации оснований для выплат указанных единовременных пособий в случаях, установленных настоящей статьей, выплата осуществляется по одному основанию, по выбору получателя. Согласно справки ОПО ЦФО УМВД России по Брянской области, по состоянию на 10.12.2011г. размер пенсии Глотова А.М. составил <...> руб. в том числе: - <...> руб. - основной размер пенсии; - <...> руб. - надбавка по п.п.3 п. «а» ст.16 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 - <...> руб. - ежемесячная доплата по Указу Президента РФ от 01.09.2010 №1091 - <...> руб. - по Указу Президента РФ от 01.08.2005 №887 Часть четвертая статьи 29 признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009г. №13-П в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьей 1084 ГК РФ - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, - позволяет правоприменительным органам отказывать в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов и их должностных лиц. При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ разъясняется, что государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан. Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей службы в милиции, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. В системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника милиции в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника милиции отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается. Пенсионное обеспечение граждан, в том числе ставших инвалидами вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых или служебных обязанностей, направлено на возмещение утраченного ими заработка (денежного довольствия) и осуществляется с учетом различий в правовом положении лиц, работающих по трудовому договору, и военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников милиции. Пенсии по инвалидности, устанавливаемые лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", исчисляются из денежного довольствия указанных лиц с учетом окладов по должности, специального звания (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Размер пенсии по инвалидности дифференцируется в зависимости от группы и причины инвалидности. Кроме того, к пенсии по инвалидности начисляются надбавки: инвалидам I группы или инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, - на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости, а неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, - в размере от 32 до 100 процентов расчетного размера пенсии в зависимости от числа таких членов семьи. Лица, замещавшие должности рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, признанные инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей, так же как инвалиды из числа других категорий граждан, согласно статье 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную денежную выплату в размерах, дифференцированных в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предусматривается выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая). Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23). Норма части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции", по ее буквальному смыслу, представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая, соответственно, находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Следовательно, в системе действующего правового регулирования часть четвертая статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах. По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 523-О, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах. Иное понимание части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" приводило бы к нарушению статей 7, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость установления для сотрудников милиции по крайней мере не худших по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, условий возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, при том что различия в источниках, условиях, порядке и объеме возмещения такого вреда указанным категориям граждан не свидетельствуют о какой-либо дискриминации или неоправданном ограничении прав сотрудников милиции. Между тем правоприменительная практика, сложившаяся в последние годы, показывает, что, ссылаясь на статью 1084 ГК Российской Федерации, правоприменительные органы отказывают в выплате ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы, при отсутствии виновных противоправных действий органов внутренних дел, других государственных органов или их должностных лиц. Такое понимание части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" во взаимосвязи со статьей 1084 ГК Российской Федерации приводит к несоразмерному ограничению прав сотрудников милиции, не соответствует конституционным принципам социального государства, равенства всех перед законом и судом, а также противоречит самой правовой природе компенсационных выплат, которые должны производиться во всех случаях, когда в системе действующих правовых средств возмещение вреда не обеспечивается в надлежащем объеме, в том числе путем гражданско-правового взыскания с третьих лиц, включая лиц, совершивших правонарушения, которыми был причинен вред жизни или здоровью. Увеличение Глотову А.М. пенсии за выслугу лет в связи с инвалидностью вследствие военной травмы является ежемесячной денежной выплатой в размерах, дифференцированных в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности. Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере <...> руб. в связи с установлением инвалидности является фиксированной доплатой к пенсии. Обе указанные доплаты к пенсии за выслугу лет, связанные с назначением ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни не ограничивают его право на получение денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с положениями ст.1084, 1085 ГК РФ. В силу ч.1 ст.1085 ГК РФ, размер подлежащего возмещения потерпевшему утраченного заработка определяется в процентах к его среднему месячному заработку до увечья. Учитывая данные обстоятельства, суд признает право истца на получение выплат в возмещению вреда здоровью. Согласно справки ЦФО УМВД России по Брянской области, по состоянию на 13.12.2011г. размер сумму, выплачиваемых Глотову А.М. в возмещение вреда здоровью, составил <...> руб. Единовременно в пользу Глотова А.М. подлежит взысканию за "дата обезличена", "дата обезличена" <...> руб. С "дата обезличена" Глотову А.М. в возмещение вреда здоровью подлежит ежемесячная выплата в размере <...> руб. с ее последующей индексаций в соответствии с действующим законодательством. Истец просит взыскать оплату судебно-медицинской экспертизы в размере <...> руб., что подтверждается квитанцией от "дата обезличена" В соответствии с п.23. Приказа МВД РФ от 15.10.199 г. № 805 «Об утверждении инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а так же ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких» выплата сумм в возмещение вреда производиться соответствующим финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение срока, на который соответствующей МСЭК установлена инвалидность. Однако установить размер сумм возмещения вреда здоровью без определения % утраты профессиональной трудоспособности экспертным путем не возможно. На основании чего суд приходит к выводу, что расходы на проведение судебно-медицинской экспертизы, также подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета, производимые финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел. На основании изложенного, суд находит исковые требования в данной части подлежащими удовлетворению. Суд считает возможным при вынесении решения суда освободить от взыскания государственной пошлины в доход государства с ответчика, поскольку ответчик является государственной, бюджетной организацией. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Глотова А.М. к Управлению Министерства внутренних дел России по Брянской области удовлетворить. Обязать Управление Министерства внутренних дел России по Брянской области выплачивать Глотову А.М. в возмещение вреда, причиненного здоровью, <...> с "дата обезличена" до "дата обезличена" с индексацией в установленном законом порядке. Взыскать в пользу Глотова А.М. с Управления Министерства внутренних дел России по Брянской области единовременно в возмещение вреда, причиненного здоровью, <...>. Взыскать в пользу Глотова А.М. с Управления Министерства внутренних дел России по Брянской области расходы по оплате экспертизы в размере <...> рублей. Управление Министерства внутренних дел России по Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья А.В. Соков
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (увеличение размера пенсии за выслугу лет лицам, ставшим инвалидами <...> вследствие военной травмы - на 175 процентов расчетного размера пенсии);
"О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005г. №176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров" - доплата лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы с "дата обезличена" - в размере <...> рублей;
"О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы" - с "дата обезличена" дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере <...> рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы.