№2-6823/11 от 04.10.2011 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество



Дело №2-6823(2011)

                             

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 октября 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи                           Денисюка О.Н.,

при секретаре                                                       Екимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ребенок М.А. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и включении в списки граждан на получение компенсации,

УСТАНОВИЛ:

Ребенок М.А. (истец) обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Департамента строительства и архитектуры Брянской области ей, несмотря на представленные документы, было незаконно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим истец просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес> имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязать включить ее в список на получение компенсации в размере <...> руб. согласно отчету №... от "дата обезличена", выполненному ИП ФИО

В судебном заседании представитель истца по доверенности Костюшина Е.Е. исковые требования поддержала.

Представители администрации Брянской области по доверенности Чикин Е.Н. Департамента строительства и архитектуры Брянской области Карпеченко А.П. пояснили, что не оспаривают наличие у истицы права на получение компенсации, однако оценку стоимости имущества, считают завышенной.

Истица, представители Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Брянской области, в судебное заседание не явились, ходатайств о переносе дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От истца в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Свидетельством о государственной регистрации права серии 32-АГ №... от "дата обезличена" подтверждается, что собственником жилого дома общей площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> является Ребенок М.А. в связи с принятием наследства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582 территория д. <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

Согласно справкам <...> сельской администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена" и №... от "дата обезличена" в <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает, дом ранее не сдавался.

Департаментом строительства и архитектуры Брянской области принято решение об отказе истцу в выплате компенсации за утраченное имущество из-за несоответствия отчета об оценке имущества действующим Федеральным стандартам оценки и закону Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», о чем истцу выдана выписка из протокола №... от "дата обезличена".

В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 г. № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:... граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово- ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

Пункт 11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.91 г. № 1244-1 граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и этим гражданам гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона (Ст.22).

При этом, закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не связывает право на компенсацию со временем получения права собственности на утраченное имущество и основания его приобретения, предусматривая выплату компенсации гражданам данной категории, выехавшим в другое место для постоянного проживания, для приобретения по новому месту жительства жилья взамен утраченного.

Как установлено, Ребенок М.А. проживала в зоне проживания с правом на отселение с "дата обезличена" по "дата обезличена" в д. <адрес> и выехала в чистую зону - в <адрес>, что подтверждается удостоверением серии АА №..., справками <...> сельской администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена", №... от "дата обезличена", паспортом, и др. материалами дела.

Таким образом, суд считает, что Ребенок М.А. имеет право на компенсацию за утраченное имущество, поскольку по статусу, установленному базовым законом, по мнению суда, является лицом, на которое распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона РФ от 15.05.91 года № 1244-1.

Ответчиками право истца на получение компенсации за утраченное имущество не оспаривается.

Согласно отчету №... от "дата обезличена", выполненному ИП ФИО, рыночная стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на "дата обезличена", с учетом сделанных допущенных и ограничивающих условий, составляет <...> руб.

Отчет №... от "дата обезличена" выполнен лицом, имеющим свидетельство оценщика, и являющимся членом саморегулируемой общественной организации «Общероссийская общественная организация «Российское общество оценщиков». При составлении отчетов применены положения Федерального закона «Об оценочной экспертной деятельности» №135-ФЗ от 29.07.1998 года, а также федеральные стандарты оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО№1), «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года №255 и «Требования к отчету об оценке» (ФСО №3), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 года №254. При этом использовались затратный и сравнительный подходы, дано обоснование отказа от применения доходного подхода, расчеты выполнены корректно. Стоимость объекта была определена на дату проведения оценки - 19.042011 года. При этом учитывалось влияние степени радиоактивного загрязнения на стоимость объекта. Оценка производилась для определения стоимости компенсации в соответствии с действующим законом Российской Федерации «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Ответчиками не представлено суду доказательств, которые бы опровергали бы указанный отчет. Ходатайств о назначении экспертизы ответчиками не заявлено, утверждение представителей ответчика о завышении оценщиком стоимости имущества является их личным мнением и нечем не подтверждено.

При таких обстоятельствах, суд находит отчет №... от "дата обезличена", выполненный ИП ФИО, обоснованным и принимает его в качестве надлежащего и допустимого доказательства при разрешении названного спора, и поэтому истец имеет право на компенсацию за утраченное имущество в размере <...> рублей.

В силу п. п. 6, 7 и 8 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных Постановлением Правительства от 29.12.2004 г. № 869 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год. Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату.

Как следует из Положения о Департаменте строительства и архитектуры Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 17 февраля 2011 года №106, на Департамент строительства и архитектуры Брянской области возложены функции по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Постановлением администрации Брянской области от 11 октября 2010 года № 1021 «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации области по вопросу выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом строительства и архитектуры Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

Обязывая Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Ребенок М.А. в списки на выплату компенсации за утраченное имущество в результате аварии на Чернобыльской АЭС в размере <...> руб., суд полагает, что данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ребенок М.А. к Администрации Брянской области и Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации и понуждении ко включению в список граждан на получение компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС, удовлетворить.

Признать за Ребенок право на компенсацию за утраченное имущество в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Признать имущество, принадлежащее Ребенок М.А., по адресу <адрес> - утраченным.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Ребенок М.А. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...> руб., и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья          О.Н.Денисюк