Дело № 2-5277/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 ноября 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сокова А.В. при секретаре Стрельцовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фокинского района гор. Брянска к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» о возложении обязанности по оборудованию специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в учреждение социальной инфраструктуры, Брянской городской администрации о выделении денежных средств на оборудование Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в учреждение социальной инфраструктуры, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Фокинского района гор. Брянска обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» о возложении обязанности по оборудованию специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в учреждение социальной инфраструктуры, - пандусом и поручнем лестницы при входе в здание, пандусом или подъемным устройством у лестниц внутри здания, специальными приспособлениями для инвалидов - санитарно-гигиенические помещения (туалеты), Брянской городской администрации о выделении денежных средств на оборудование МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» указанными приспособлениями. В судебном заседании помощник прокурора Фокинского района гор. Брянска Воробъева Н.В. исковые требования поддержала. Представитель Брянской городской администрации Шелест Э.В. просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» - главный специалист управления образования Брянской городской администрации Симонова В.Н. (по доверенности), она же представитель Управления образования Брянской городской администрации в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направила в суд письменное ходатайство об отложении слушания дела. Определением суда в удовлетворении ходатайства отказано, суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» и Управления образования Брянской городской администрации. Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, и их представителей, суд приходит к следующему. Детский сад №91 является учреждением социальной инфраструктуры, расположен в здании по адресу <адрес>. В соответствии с ч.1 ст. 15 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В силу требований Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001), проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений (п.1.4). В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (п.3.13). Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14). Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа). Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении (п.3.34). В любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 мин и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан (3.63). Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений (3.67). Судом установлено, что здание Детского сада №91 не оборудовано пандусом у лестницы при входе в задние, пассажирскими лифтами или подъемными платформами для доступа инвалидов на этажи выше первого этажа здания, и уборной с универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан Согласно акта комиссии Управления образования Брянской городской администрации от "дата обезличена", здание Детского сада №91 "дата обезличена" постройки, установка в нем подъемных механизмов и оборудование санитарных комнат для инвалидов не представляется возможным так как это повлечет нарушение конструктивной целостности здания и приведет к перегружению несущих конструкций (перекрытий, стен) рассчитанных на проектную нагрузку, и как следствие создаст угрозу жизни и здоровью учащихся и работников учреждения. В соответствии с ч.5 ст.15 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Здание занимаемое Детским садом №91 было построено до введения в действие нормы ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", запрещающей строительство зданий без приспособлений для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами. Доказательств технической возможности оборудования его подъемными устройствами внутри здания у лестниц в том числе при соблюдении действующих строительных норм и правил суду истцом не представлено. В силу п.3.29 СНиП 35-01-2001, максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3.18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. Доказательств возможности устройства пандуса у лестниц внутри зданий истцом суду не представлено. Вместе с тем, в силу ч.5 ст.15 Закона, должно быть обеспечено удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Ответчиком не представлено доказательств невозможности оборудования здания пандусом у лестницы при входе в здание, уборной с универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан. Таким образом, иск прокурора подлежит удовлетворению в части возложения на Детский сад №91 обязанности по оборудованию пандуса у лестницы при входе в здание и первого этажа здания уборной с универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан. Прокурор так просит обязать Брянскую городскую администрацию выделить денежные средства для оборудования здания специальными приспособлениями. В соответствии с ч.3 ст.15 Закона, государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. По словам представителя Брянской городской администрации, бюджет города не предусматривает расходы на выполнение заявленных прокурором требований. Согласно Устава МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска», Детский сад является юридическим лицом, его учредитель - Управление образования Брянской городской администрации. Детский сад финансируется учредителем, вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги и заниматься предпринимательской деятельностью. Учитывая данные обстоятельства, суд полагает требование прокурора о возложении обязанности на Брянскую городскую администрацию по финансированию указанных мероприятий не обоснованным. Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает иск прокурора подлежащим частичному удовлетворению. В силу положений ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает установить срок исполнения судебного решения - в течение года со дня вступления судебного решения в законную силу. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Фокинского района гор. Брянска к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» о возложении обязанности по оборудованию специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в учреждение социальной инфраструктуры, Брянской городской администрации о выделении денежных средств на оборудование Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» специальными приспособлениями и устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в учреждение социальной инфраструктуры, удовлетворить частично. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска» оборудовать в здании Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №91 «Богатырь» гор. Брянска», расположенного по адресу: <адрес>, при входе в здание оборудовать пандус, на первом этаже уборную с универсальной кабиной, доступной для всех категорий граждан, в соответствии с требованиями Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СНиП 35-01-2001). Установить срок исполнения судебного решения - в течение года со дня вступления судебного решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме. Судья А.В. Соков