№2-8546/11 от 12.12.2011 г. - о признании права на получение субсидии для приобретения жилья



Дело № 2-8546 (11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                                      Сидоренковой Е.В.

при секретаре                                                                   Никеенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винокуровой А.Т. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Винокурова А.Т. обратилась в суд с иском о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от "дата обезличена" недействительным в части отказа ей в выдаче субсидии на приобретение жилья. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Распоряжением Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области от "дата обезличена" №... истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области было принято решение об отказе в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения Винокуровой А.Т. Просит признать недействительным отказ Комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области от "дата обезличена" в выдаче ей субсидии на приобретение жилого помещения, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность, обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить ее в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области выдать ей субсидию на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Истец Винокурова А.Т. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель истца Винокуровой А.Т. по доверенности Винокуров А.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить. При этом пояснил суду, что истец в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное домовладение принадлежит на праве собственности Винокурову А.Е., с которым истец заключила договор поднайма указанного жилого помещения. Собственного жилья истец не имеет.

Представитель ответчика- Администрации Брянской области по доверенности Латышева О.В. возражала против исковых требований Винокуровой А.Т., ссылаясь на то, что Винокуровой А.Т. Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было правомерно отказано в выдаче субсидии, поскольку истец является членом семьи собственника, и обеспечена общей площадью на одного члена семьи выше учетной нормы. Заключив договор найма жилого помещения, истец умышленно ухудшила свои жилищные условия. Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было рекомендовано администрации муниципального образования рассмотреть вопрос законности постановки истца на жилищный учет.

Представитель ответчика- Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представитель третьего лица - Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области в судебное заседание не явились, судом надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Винокурова А.Т., "дата обезличена" года рождения - вдова участника Великой Отечественной войны.

Согласно Распоряжению Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области от "дата обезличена" №... Винокурова А.Т. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от "дата обезличена" Винокуровой А.Т. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет.

Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата обезличена" №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов "дата обезличена" Винокуровой А.Т. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что она является членом семьи собственника, и обеспечена общей площадью на одного члена семьи выше учетной нормы.

Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, Винокурова А.Т. зарегистрирована по адресу: <адрес> - с "дата обезличена" по настоящее время.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права №... от "дата обезличена" собственником жилого дома по адресу: <адрес>, является Винокуров А.Е.

Согласно выписке из похозяйственной книги, в жилом доме по адресу: <адрес>, зарегистрированы - Винокурова А.Т., Винокуров А.Е.

"дата обезличена" между собственником жилого помещения Винокуровым А.Е. и Винокуровой А.Т. заключен договор найма жилого помещения. Согласно указанному Договору Винокуров А.Е. обязался сдать в наем Винокуровой А.Т. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, сроком с "дата обезличена" по "дата обезличена", плата за наем не предусмотрена. Указанный договор суд находит соответствующими гл.35 ГК РФ и общим требованиям ГК РФ о договорах.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2).

Согласно ч.1 ст.424 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Ответчиками не предоставлено никаких доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны истца.

Таким образом, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истец имеет право на улучшение жилищных условий.

Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий; отсутствие личного заявления.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от "дата обезличена" Винокуровой А.Т. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет.

В материалах дела имеется Распоряжение Чуровичской сельской администрации Климовского района Брянской области от "дата обезличена" №..., на основании которого Винокурова А.Т. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом установлено, что в настоящее время указанное решение о признании Винокуровой А.Т. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорено и не отменено.

Собственник жилого помещения, в котором проживала или в настоящее время проживает истец, вправе не предоставлять во владение либо пользование Винокуровой А.Т. принадлежащее собственнику на праве собственности жилое помещение.

Таким образом, суд находит отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче субсидии на приобретение жилья Винокуровой А.Т. по причине того, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, незаконным. В судебном заседании установлено и подтверждается добытыми по делу доказательствами тот факт, что Винокурова А.Т. не имеет иных жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности. Право пользования Винокуровой А.Т. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, возникло на основании договора найма жилого помещения, заключенного с собственником указанного жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае со стороны истца не имеет места фактического ухудшения своих жилищных условий по собственному волеизъявлению.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 13.09.2006 года №559 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии (далее - субсидия) на приобретение или строительство жилых помещений.

Субсидия используется гражданами по их выбору на: приобретение готового жилого помещения на вторичном рынке жилья; строительство индивидуального жилого дома; приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.

Согласно п.4 данного Положения, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области.

Согласно п.7 данного Положения Департамент строительства и архитектуры Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Винокуровой А.Т. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Винокуровой А.Т. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья - удовлетворить.

Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в выдаче субсидии на приобретение жилья от "дата обезличена" Винокуровой А.Т. - недействующим.

Департаменту строительства и архитектуры Брянской области включить Винокурову А.Т. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилого помещения из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членом семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней.

Судья                                                                           

Е.В.Сидоренкова