Дело № 2-8041 (2011) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 12 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сидоренковой Е.В. при секретаре Никеенко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Летенко Н.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья, УСТАНОВИЛ: Летенко Н.Н. обратилась в суд с иском о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от "дата обезличена" недействительным в части отказа ей в выдаче субсидии на приобретение жилья. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением заседания жилищной комиссии Халеевичской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области от "дата обезличена" истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области было принято решение об отказе в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения Летенко Н.Н. Просит признать недействительным отказ Комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области от "дата обезличена" в выдаче ей субсидии на приобретение жилого помещения, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность, обязать Департамент по строительству Брянской области включить ее в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, обязать Департамент по строительству Брянской области и Министерство финансов РФ выдать ему субсидию на приобретение жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Истец Летенко Н.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. При этом пояснил суду, что истцу было направлено письмо Департамента строительства и архитектуры Брянской области, в котором указывалось, что истец преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, поскольку в "дата обезличена" ею было сдано жилое помещение, расположенное в <адрес> по Чернобыльской программе. Полученные денежные средства были использованы на приобретение жилого дома, в котором в настоящее время проживает истец. Однако, жилое помещение, в котором проживает истец в настоящее время, в установленном порядке было признано непригодным для проживания. Иного жилого помещения, принадлежащего на праве собственности или по договору социального найма, истец не имеет. Представитель ответчика- Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Кургузова Е.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Летенко Н.Н. Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было правомерно отказано в выдаче субсидии. В "дата обезличена" истцом было сдано жилое помещение, расположенное в <адрес>, в связи с выездом в чистую зону. В связи с тем, что в настоящее время истец зарегистрирована в <адрес> и состоит на жилищном учете, комиссия правомерно расценила данный факт как преднамеренное ухудшение истцом собственных жилищных условий. Представитель ответчика- Администрации Брянской области по доверенности Латышева О.В. полагала возможным принять решение на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Халеевичской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области в судебное заседание не явился, судом надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав объяснения истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, Летенко Н.Н., "дата обезличена" года рождения, является вдовой участника ВОВ. Согласно выписке из протокола №... от "дата обезличена" заседания жилищной комиссии Халеевичской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области решением заседания жилищной комиссии от "дата обезличена" Летенко Н.Н. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от "дата обезличена" Летенко Н.Н. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет. Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата обезличена" №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от "дата обезличена" Летенко Н.Н. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что в "дата обезличена" Летенко Н.Н. было сдано жилое помещение, расположенное в <адрес>, в связи с выездом в «чистую зону». В связи с тем, что на сегодняшний день Летенко Н.Н. зарегистрирована в <адрес> и состоит на жилищном учете, комиссия расценила этот факт как преднамеренное ухудшение жилищных условий. Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, Летенко Н.Н., "дата обезличена" г.р., зарегистрирована по адресу: <адрес> - с "дата обезличена" по настоящее время. Согласно свидетельству о государственной регистрации права №... от "дата обезличена" Летенко Н.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена" жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания, представляет угрозу для здоровья граждан, проживающих в нем. Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2). Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны истицы. Суд приходит к выводу о том, что истец Летенко Н.Н. реализовала свое право на выплату компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС, предусмотренное Законом РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что нельзя расценить как преднамеренное ухудшение жилищных условий. Кроме того, с момента реализации Летенко Н.Н. права право на выплату компенсации за утраченное имущество вследствие аварии на ЧАЭС прошло более 5 лет. Наличие иных жилых помещений, принадлежащих Летенко Н.Н. на праве собственности, судом не установлено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае со стороны истца не имеет места фактического ухудшения своих жилищных условий по собственному волеизъявлению. Кроме того, суд учитывает следующее. Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", согласно которому к органам участвующим в исполнении государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" отнесены, в том числе, департамент по строительству Брянской области, как главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, и органы местного самоуправления, осуществляющие функции по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлению списков граждан для формирования сводного реестра и списков граждан - получателей субсидий (п.1.5). Согласно п.2.1.1 указанного Административного регламента, департамент по строительству Брянской области на основании очередности сводного реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, до 10 января текущего года формирует список кандидатов на получение жилищной субсидии в зависимости от объема выделенных на очередной финансовый год средств субвенции и в трехдневный срок доводит его до муниципальных образований области. Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента, и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий; отсутствие личного заявления. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов от "дата обезличена" Летенко Н.Н. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет. В материалах дела имеется выписка из протокола №... от "дата обезличена" заседания жилищной комиссии Халеевичской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, из которого следует, что решением заседания жилищной комиссии от "дата обезличена" Летенко Н.Н. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Судом установлено, что указанное распоряжение никем не оспорено и не отменено. Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Согласно п.3 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 13.09.2006 года №559 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии (далее - субсидия) на приобретение или строительство жилых помещений. Субсидия используется гражданами по их выбору на: приобретение готового жилого помещения на вторичном рынке жилья; строительство индивидуального жилого дома; приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома. Согласно п.4 данного Положения, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области. Согласно п.7 данного Положения Департамент по строительству Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения. При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Летенко Н.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Летенко Н.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение субсидии для приобретения жилья - удовлетворить. Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в выдаче субсидии на приобретение жилья от "дата обезличена" Летенко Н.Н. - недействующим. Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области включить Летенко Н.Н. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней. Судья Е.В.Сидоренкова