№2-8363/11 от 19.12.2011 г. - о признании права на улучшение жилищных условий получение субсидии для приобретения жилья



Дело № 2-8363 (11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                                Сидоренковой Е.В.

при секретаре                                                              Никеенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пряхиной М.Е. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий получение субсидии для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Пряхина М.Е. обратилась в суд с иском о признании решения Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области от "дата обезличена" недействительным в части отказа ей в выдаче субсидии на приобретение жилья. В обоснование исковых требований ссылается на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Распоряжением Володарской районной администрации г.Брянска от "дата обезличена" №... истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Комиссией по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области было принято решение об отказе в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения Пряхиной М.Е. Просит признать недействительным отказ Комиссии по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области от "дата обезличена" в выдаче ей субсидии на приобретение жилого помещения, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилья в собственность, обязать администрацию Брянской области включить ее в список граждан на получение субсидии из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Истец Пряхина М.Е. в судебное заседание не явилась, судом надлежаще извещена о времени рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Представитель истца Пряхиной М.Е. по доверенности - Шандыба Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. При этом пояснил суду, что истец в настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Ранее истцу на праве собственности принадлежал жилой дом, общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Указанное домовладение в "дата обезличена" продано ФИО, то есть до издания соответствующего Указа Президента РФ. Собственного жилья истец не имеет.

Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности Латышева О.В. возражала против исковых требований Пряхиной М.Е., ссылаясь на то, что Пряхиной М.Е. Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было правомерно отказано в выдаче субсидии, поскольку Пряхина М.Е. умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав жилое помещение, принадлежавшее ей на праве собственности в "дата обезличена". Комиссией по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов администрации Брянской области было рекомендовано администрации муниципального образования рассмотреть вопрос законности постановки истца на жилищный учет.

Представитель соответчика- Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представитель третьего лица - Володарской районной администрации г.Брянска в судебное заседание не явились, судом надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Пряхина М.Е., "дата обезличена" года рождения -вдова участника Великой Отечественной войны.

Распоряжением Володарской районной администрации г.Брянска от "дата обезличена" №... истец принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от "дата обезличена", Пряхиной М.Е. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет.

Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры Брянской области от "дата обезличена" №..., решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов "дата обезличена" Пряхиной М.Е. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья в связи с тем, что она в "дата обезличена" продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, тем самым умышленно ухудшила собственные жилищные условия.

Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте, Пряхина М.Е. зарегистрирована по адресу: <адрес> - с "дата обезличена" по настоящее время.

Согласно справке Управления Росреестра по Брянской области от "дата обезличена" №..., справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от "дата обезличена" №... Пряхина М.Е. не имеет жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности.

В материалах дела имеется Договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нем жилого дома от "дата обезличена", расположенных по адресу: <адрес>. В данном случае суд учитывает, что Указ Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 действовавший в редакции, предусматривающей обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», вставших на учет до 1 марта 2005 года - на момент отчуждения истцом жилого помещения по договору купли-продажи еще не был издан и не действовал.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (п.2).

Ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих намеренное ухудшение своих жилищных условий со стороны истца.

Таким образом, в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" истец имеет право на улучшение жилищных условий.

Основания для отказа в предоставлении субсидии предусмотрены п. 2.1.2.7. Административного регламента по исполнению государственной функции "Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 21.03.2008 N 255 и к ним относятся: неполное представление документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; реализация ранее права на улучшение жилищных условий; отсутствие личного заявления.

Как следует из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Администрации Брянской области, от "дата обезличена", Пряхиной М.Е. в выдаче субсидии за счет средств федерального бюджета отказано (без указания причин отказа), администрации муниципального образования рекомендовано рассмотреть вопрос законности постановки ее на жилищный учет.

Однако, в материалах дела имеется Распоряжение Володарской районной администрации г.Брянска от "дата обезличена" №..., на основании которого Пряхина М.Е. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Судом установлено, что в настоящее время указанное решение о признании Пряхиной М.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий никем не оспорено и не отменено.

Таким образом, суд находит отказ Департамента строительства и архитектуры Брянской области в выдаче субсидии на приобретение жилья Пряхиной М.Е. по причине того, что она умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав в "дата обезличена" принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, необоснованным. В судебном заседании установлено и подтверждается добытыми по делу доказательствами тот факт, что Пряхина М.Е. не имеет иных жилых помещений, принадлежавших ей на праве собственности.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения, в котором проживает истец, может не предоставлять во владение либо пользование Пряхиной М.Е. принадлежащее собственнику на праве собственности жилое помещение.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что в данном случае со стороны истца не имеет места фактического ухудшения своих жилищных условий по собственному волеизъявлению.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 Положения о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 13.09.2006 года №559 меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии (далее - субсидия) на приобретение или строительство жилых помещений.

Субсидия используется гражданами по их выбору на: приобретение готового жилого помещения на вторичном рынке жилья; строительство индивидуального жилого дома; приобретение квартиры при участии в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.

Согласно п.4 данного Положения, главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области.

Согласно п.7 данного Положения Департамент по строительству Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения.

При таких обстоятельствах суд удовлетворяет исковые требования Пряхиной М.Е. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий получение субсидии для приобретения жилья.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пряхиной М.Е. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на улучшение жилищных условий получение субсидии для приобретения жилья - удовлетворить.

Признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в выдаче субсидии на приобретение жилья от "дата обезличена" Пряхиной М.Е. - недействующим.

Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области включить Пряхину М.Е. в списки граждан на получение субсидии на приобретение жилья из числа ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней.

Судья                                                                           

Е.В.Сидоренкова