Дело № 2-7101 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 декабря 2011 года Советский районный суд гор. Брянска в составе: председательствующего судьи Хроминой А.С. при секретаре Половинкиной Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Н.А. к Военному комиссариату Брянской области об оспаривании отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании к назначению и выплате пенсии за выслугу лет, У С Т А Н О В И Л: Егорова Н.А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что проходила службу в войсковой части <...> Оперативной группы российских войск в <адрес>. Приказом №... от "дата обезличена" уволена из Вооруженных Сил РФ по п.п. «а» п.2 ст. 51 ФЗ, в связи с организационно-штатными мероприятиями. На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 16 лет 1 мес.; в льготном исчислении - 30 лет 10 мес. Для постановки на воинский учет и оформления пенсии за выслугу лет была направлена в Военный комиссариат Брянской области по <...> району. В связи с отсутствием жилого помещения на территории Российской Федерации, временно зарегистрировалась по адресу: <адрес>. В настоящее время работает <...> в войсковой части <...> РФ, где ранее проходила военную службу и проживает в <адрес>. Истица указывает на то, что своевременно не прибыла в военкомат для постановки на воинский учет по причине того, что личное дело из организационно-мобилизационного управления <...> военного округа пришло "дата обезличена", поэтому только "дата обезличена" она прибыла для постановки на воинский учет в Военный комиссариат Брянской области по <...> району. При этом работник пенсионного отдела военкомата не предложила написать ей заявление о назначении пенсии за выслугу лет, в связи с чем, заявление было направлено ею по почте. Письмом начальника центра пенсионного обеспечения военного комиссариата ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет, в связи с отсутствием постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Истица просит суд признать незаконными действия Военного комиссариата Брянской области, связанные с отказом в назначении пенсии за выслугу лет и выплате причитающихся пенсионных выплат; обязать военный комиссариат Брянской области назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет с момента увольнения из Вооруженных Сил РФ. В судебном заседании представитель Военного комиссариата Брянской области Дедкова М.А., старший помощник начальника центра социального обеспечения (ревизора), исковые требования не признала, пояснив, что выплата назначенных пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании личного заявления. Егорова Н.А. была временно зарегистрирована на территории Российской Федерации, но фактически по месту регистрации не проживала. Истица Егорова Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. В заявлении на имя суда просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд с согласия представителя ответчика и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие. Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Егорова Н.А. проходила службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом №... от "дата обезличена" командира Войсковой части <...>, дислоцируемой в <адрес>, уволена из ВС РФ в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями (пп. «а» п.2 ст. 51 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе») и исключена из списков личного состава части с "дата обезличена". Согласно данному приказу, Егорова Н.А. направлялась на воинский учет в военный комиссариат в <...> и <...> РВК г. Брянска. Приказом №... от "дата обезличена" Егоровой Н.А. изменено место постановки на воинский учет с военного комиссариата <...> и <...> районов г.Брянска на отдел военного комиссариата Брянской области по <...> району. "дата обезличена" в отдел военного комиссариата Брянской области по <...> району поступило по почте заявление Егоровой Н.А. о назначении пенсии за выслугу лет, подписанное "дата обезличена". Письмом Военного комиссариата Брянской области от "дата обезличена" №... Егоровой Н.А. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет на том основании, что она не проживает по месту временной регистрации. Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений представителя ответчика, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Лицам, проходившим военную службу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, с последующими дополнениями и изменениями, который предусматривает правовые основания назначения пенсий, а также общий порядок их выплаты. Согласно ст.ст. 51, 54 указанного Закона РФ, назначение и выплата пенсии в Российской Федерации носит заявительный характер. Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте- дата их отправления. В соответствии со ст. 56 Закона РФ, выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации. Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода выбора места жительства провозглашена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12) и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно статье 3 Закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02 июня 2011 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" указал, что впредь до внесения в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" необходимых изменений выплата назначенных в соответствии с этим Законом пенсий лицам, проходившим военную службу и не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, должна осуществляться по месту их фактического проживания, которое устанавливается на основании их личного заявления, как это предусмотрено для получателей трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Согласно свидетельству №... о регистрации по месту пребывания, истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с "дата обезличена" по "дата обезличена". Из сообщения паспортного отдела <...> Управления по Делам миграции МВД <...>, направленного в адрес Военного комиссариата Брянской области "дата обезличена", следует, что Егорова Н.А. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>. Проживает в <адрес> с "дата обезличена". Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика, документы, отправленные истицей для назначения пенсии, поступали в отдел военного комиссариата Брянской области по <...> району через организацию федеральной почтовой связи из <адрес>. Так, из объяснительной начальника отдела военного комиссариата Брянской области по <...> району следует, что денежный аттестат Егоровой Н.А. был выслан почтой из <адрес> "дата обезличена" без сопроводительных документов; "дата обезличена" из <адрес> получена ксерокопия паспорта без сопроводительных документов. В связи с этим, начальником отдела военного комиссариата Брянской области по <...> району была проведена проверка фактического проживания Егоровой Н.А. по месту пребывания в <адрес>. Согласно Актам от "дата обезличена" и от "дата обезличена", Егорова Н.А. на момент проверки "дата обезличена", "дата обезличена" по месту временной регистрации: <адрес>, не проживала. Из объяснительной ФИО на имя начальника отдела военного комиссариата Брянской области от "дата обезличена" следует, что она временно зарегистрировала Егорову Н.А. в принадлежащем ей домовладении <адрес> на период с "дата обезличена" по "дата обезличена" Егорова Н.А. в доме не проживает и никогда не проживала. Факт не проживания истицы по месту пребывания также подтверждается справкой, выданной Главой <...> сельской администрацией <...> района Брянской области. Таким образом, из представленных в дело доказательств, следует, что Егорова Н.А. в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" была временно зарегистрирована на территории Российской Федерации, но фактически по месту регистрации не проживала. Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что, исходя из принципа непосредственности, а также п.2 ст.195 ГПК РФ решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Исходя из обстоятельства дела и представленных доказательств, суд находит отказ Военного комиссариата Брянской области в назначении Егоровой Н.А. пенсии за выслугу лет законным и обоснованным, оснований для признания незаконными действий Военного комиссариата Брянской области, у суда не имеется. В связи с чем, оснований для обязании ответчика к назначению и выплате истице пенсии за выслугу лет у суда также не имеется. На основании изложенного, суд находит исковые требования Егоровой Н.А. не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Егоровой Н.А. к Военному комиссариату Брянской области об оспаривании отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании к назначению и выплате пенсии за выслугу лет отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение десяти дней. Председательствующий А.С. Хромина