Дело № 2-5814 (2011) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Хроминой А.С. при секретаре Половинкиной Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Брянскэнергосбыт» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Навлинского района Брянской области (истец) обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, просил обязать ОАО «Брянская сбытовая компания» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства, а именно: обратиться в Навлинскую поселковую администрацию за разрешением на ввод в эксплуатацию объекта незавершенного строительства (газовой блочно-модульной котельной), расположенного по адресу: <адрес>; оформить в установленном законом порядке право собственности на котельную; обратиться в Приокское управление Ростехнадзора за получением разрешения на эксплуатацию тепловых энергоустановок данной блочно-модульной котельной; произвести работы по расчету высоты трубы котельной и установить трубу высотой согласно санитарно-защитной зоне, установленной ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области; предусмотреть в проекте и произвести мероприятия, направленные на уменьшение образования шума в источнике и предупреждение распространения шумовой волны от источника в окружающую среду согласно установленной ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области санитарно-защитной зоне. В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что на основании обращений граждан, проживающих в частном секторе по <адрес> по вопросам нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при установке и эксплуатации котельной, прокуратурой Навлинского района Брянской области совместно с Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка доводов обращения. В ходе проверки установлено, что "дата обезличена" между ОАО «Брянская сбытовая компания» и Навлинской поселковой администрацией был заключен инвестиционный договор №... на строительство и дальнейшую эксплуатацию основного источника теплоснабжения и горячего водоснабжения для двух пятиэтажных жилых домов по <адрес>; "дата обезличена" выдано разрешение на строительство. Котельная была смонтирована и запущена для отопления двух многоквартирных домов в октябре 2010 года. Однако данная котельная органами Ростехнадзора не зарегистрирована. Разрешение на эксплуатацию тепловых энергоустановок блочно- модульной котельной Приокским управлением Ростехнадзора ОАО «Брянская сбытовая компания» не выдавалось. Эксплуатация котельной осуществляется без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Указанное разрешение не получено в связи с тем, что право собственности на данный объект ОАО «Брянская сбытовая компания» в установленном законом порядке не зарегистрировано. Кроме того, в проекте газовой котельной ОАО «Брянская сбытовая компания» расчет высоты дымовой трубы произведен для размера санитарно-защитной зоны равной 50 м, несмотря на то, что по заключению ТО Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области расчет высоты дымовой трубы установлен для размера санитарно-защитной зоны равной 25 м. Также в ходе проверки было установлено, что шум от котельной превышает допустимые уровни в дневное и ночное время, как в жилых помещениях, так и на границе домовладения. Мероприятия, направленные на уменьшение физического воздействия (шума), ответчиком до настоящего времени не выполнены, соответствующие изменения, предусматривающие расчеты уровня физического воздействия и технические решения, способствующие уменьшению образования шума, в проект не внесены. Истец полагает, что дальнейшая эксплуатация блочно-модульной газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>, до устранения вышеуказанных нарушений законодательства создает реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу людей, как проживающих в домах частного сектора, так и в двух многоквартирных домах, расположенных в непосредственной близости с котельной. В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Навлинского района Зинченко О.В., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Представитель ответчика ОАО «Брянскэнергосбыт» (прежнее наименование ОАО «Брянская сбытовая компания») юрисконсульт Корякина Н.М. исковые требования не признала, пояснив, что все нарушения, установленные надзорным органом, были устранены еще до обращения прокурора Навлинского района в суд с настоящим иском. Третьи лица Субботин Р.П., Пунин А.Н., Пунина А.Н. исковые требования прокурора Навлинского района поддержали, считали их обоснованными. Представитель третьего лица - Навлинской поселковой администрации, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств о переносе дела слушанием не заявлял, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении на имя суда и.о. главы Навлинской поселковой администрации просил о рассмотрении дела и вынесения решения в отсутствии представителя. Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если это требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Прокуратурой Навлинского района Брянской области совместно с Брянской природоохранной прокуратурой была проведена проверка доводов, содержащихся в обращениях граждан, проживающих в частном секторе по <адрес> по вопросам нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства при установке и эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес> В ходе проверки установлено, что данная котельная органами Ростехнадзора не зарегистрирована, в связи с чем, Ростехнадзор не осуществляет мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности за эксплуатацией данного объекта. Разрешение на эксплуатацию тепловых энергоустановок блочно- модульной котельной Приокским управлением Ростехнадзора ОАО «Брянская сбытовая компания» не выдавалось. В настоящее время ОАО «Брянская сбытовая компания» осуществляет эксплуатацию котельной без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Право собственности на данный объект ОАО «Брянская сбытовая компания» в установленном законом порядке не зарегистрировано. В проекте газовой котельной ОАО «Брянская сбытовая компания» расчет высоты дымовой трубы произведен для размера санитарно-защитной зоны равной 50 м. несмотря на то, что по заключению ТО Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области расчет высоты дымовой трубы установлен для размера санитарно-защитной зоны равной 25 м. Шум от котельной превышает допустимые уровни в дневное и ночное время, как в жилых помещениях, так и на границе домовладения. 11 июля 2011 года в связи с переименованием юридического лица ОАО «Брянская сбытовая компания» на ОАО «Брянскэнергосбыт» было внесено изменение в Единый государственный реестр юридических лиц и выдано соответствующее свидетельство. Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Согласно акту от "дата обезличена" Навлинской районной администрацией для проектирования котельной к жилым многоэтажным домам был выбран земельный участок, расположенный по <адрес> с фасадной стороны дома №... "дата обезличена" Навлинской поселковой администрацией выдано ОАО «Брянская сбытовая компания» архитектурно-планировочное задание, согласно которому на земельном участке прямоугольной формы, граничащем с землями общего пользования, площадью 103 кв.м. ровного рельефа, свободного от застройки в 25 м южнее от жилого дома по <адрес>, граничащего с земельными участками на которых расположен многоэтажный жилой дом; жилые дома частного сектора; проходит территория Шпалопропиточного завода, наличие которых, по санитарным, противопожарным и архитектурно-планировочным требованиям не влияет на расположение здания газовой котельной. Как следует из Инвестиционного договора №... от "дата обезличена", ОАО «Брянская сбытовая компания» (Инвестор) обязалась за счет собственных средств и (или) привлеченных средств осуществить реализацию инвестиционного проекта, предусматривающего строительство и дальнейшую эксплуатацию Объекта Договора- основной источник теплоснабжения и горячего водоснабжения пятиэтажных жилых домов по <адрес>. Пунктом 5.1 Инвестиционного договора установлено, что предмет договора, вновь возведенный в рамках реализации инвестиционного проекта, является собственностью Инвестора, которым является ОАО «Брянская сбытовая компания». Согласно разделу 4 Инвестиционного договора на Навлинскую поселковую администрацию возлагались обязанности по предоставлению и оформлению всей сопутствующей и необходимой для строительства документации на Объект, в том числе оформление земельного участка, выдачей градостроительных документов, а также при сдаче Объекта в эксплуатацию в дальнейшем содействия в получении всех необходимых технических условий, разрешений, подключений Объекта к электрическим сетям, водопроводу, газопроводу и прочее. На основании решения Навлинского поселкового Совета народных депутатов от "дата обезличена" №... ОАО «Брянская сбытовая компания» передан в аренду земельный участок общей площадью 103 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> под строительство и дальнейшую эксплуатацию газовой котельной к жилым домам по <адрес>. Согласно Протоколу аукциона (протокол №... от "дата обезличена") ОАО «Брянская сбытовая компания» признано победителем по предоставлению права аренды на выбранный земельный участок. "дата обезличена" между Навлинской поселковой администрацией и ОАО «Брянская сбытовая компания» заключен договор №... аренды земельного участка для использования под строительство и дальнейшую эксплуатацию газовой котельной к двум многоквартирным жилым домам. "дата обезличена" Навлинской поселковой администрацией выдано ОАО «Брянская сбытовая компания» разрешение на строительство №.... Распоряжением Навлинской поселковой администрации от "дата обезличена" №...-р утвержден градостроительный план на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. Котельная была смонтирована и запущена для отопления двух многоквартирных домов 15 октября 2010 года. Согласно пункту 2.4.2 Правил технической эксплуатации энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов. В соответствии с пунктом 2.4.3 Правил, монтаж, реконструкция тепловых энергоустановок выполняются по проекту, утвержденному и согласованному в установленном порядке. Проекты тепловых энергоустановок должны соответствовать требованиям охраны труда и природоохранным требованиям. Перед приемкой в эксплуатацию тепловых энергоустановок проводятся приемосдаточные испытания оборудования и пусконаладочные работы отдельных элементов тепловых энергоустановок и системы в целом (пункт 2.4.4 Правил технической эксплуатации энергоустановок). Тепловые энергоустановки принимаются потребителем (заказчиком) от подрядной организации по акту. Для проведения пусконаладочных работ и опробования оборудования тепловые энергоустановки представляются органу государственного энергетического надзора для осмотра и выдачи временного разрешения (пункт 2.4.8. Правил). Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев (пункт 2.4.11 Правил). Как следует из материалов дела, монтаж тепловых энергоустановок в блочно-модульной котельной выполнен в соответствии с проектом, разработанным ООО «Рембытвенткомплект» <адрес> на основании задания на проектирование, выданного заказчиком строительства "дата обезличена". В котельной установлены 2 водонагрейных котла <...> 100 PV1 фирмы <...> (<...>) мощностью 500 кВт каждый. Общая теплопроизводительность котельной составляет 1,0 МВт (0,86 Гкал/ч). В марте 2011 года по обращению ОАО «Брянская сбытовая компания» Приокским управлением Ростехнадзора проведена проверка на предмет допуска в эксплуатацию вновь смонтированных тепловых энергоустановок блочно-модульной котельной и тепловых сетей. В ходе проведения проверки установлено, что вновь смонтированные тепловые энергоустановки блочно-модульной котельной и тепловые сети котельной включены в работу без получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок в Приокском управлении Ростехнадзора, что подтверждается Актом проверки №... от "дата обезличена". "дата обезличена" в адрес директора ОАО «Брянская сбытовая компания» Брянским природоохранным прокурором Брянской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в связи с тем, что вновь монтированные тепловые энергоустановки блочно-модульной котельной и тепловые сети для жилых домов, введены ОАО «Брянская сбытовая компания» в рабочий режим без получения разрешения на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок в Приокском Управлении Ростехнадзора. Как следует из письма ОАО «Брянская сбытовая компания», поступившего в Брянскую природоохранную прокуратуру "дата обезличена", "дата обезличена" обществом в адрес Приокского Управления Ростехнадзора направлено письмо о продлении сроков пусконаладочных работ, проводимых на блочно-модульной котельной, расположенной в <адрес>, письмом от "дата обезличена" Приокского Управления Ростехнадзора срок проведения пусконаладочных работ на указанной котельной продлен до "дата обезличена". "дата обезличена" ОАО «Брянская сбытовая компания» выдано временное разрешение №... для проведения пусконаладочных работ тепловых энергоустановок блочно-модульной котельной по <адрес>. "дата обезличена" Приокским управлением Ростехнадзора ОАО «Брянская сбытовая компания» выданы разрешения №... и №... на допуск к эксплуатации энергоустановки: тепловые энергоустановки блочно-модульной котельной; тепловые сети от блочно-модульной котельной. "дата обезличена" ОАО «Брянская сбытовая компания» получено разрешение Навлинской поселковой администрации на ввод в эксплуатацию блочно-модульной котельной № RU 32517102 28 с двумя водогрейными котлами для двух пятиэтажных жилых домов и тепловых сетей протяженностью 30 м, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Пунктом 4.6. «Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления», утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 18 марта 2003 года № 9, установлено, что регистрация опасного производственного объекта системы газопотребления промышленных производств, тепловых электрических станций, районных тепловых станций и котельных в территориальных органах Госгортехнадзора России осуществляется на основании их идентификации после окончания строительно-монтажных работ и приемки объекта в эксплуатацию. Из материалов дела следует, что 03 октября 2011 года ОАО «Брянскэнергосбыт» обратилось в Приокское управление Ростехнадзора с заявлением о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов. Таким образом, на момент рассмотрения настоящего спора, ответчиком в установленном законом порядке получены разрешения на эксплуатацию тепловых энергоустановок блочно- модульной котельной, на ввод объекта в эксплуатацию, данная котельная зарегистрирована органами Ростехнадзора, то есть, устранены нарушения, установленные в ходе проверки, проведенной прокуратурой Навлинского района Брянской области. Согласно п. 2.1. постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно- защитных зон устанавливаются Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: В соответствии с заключением №... начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области по отводу земельного участка под строительство от "дата обезличена" земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, признан пригодным для строительства газовой котельной к жилым многоэтажным домам. Согласно данному заключению санитарная зона котельной составляет 25 метров. Согласно проекту котельной для двух пятиэтажных жилых домов, выполненному ООО «Рембытвенткомплект», номинальная тепловая мощность котельной, в которой установлено два водогрейных котла «<...>» тип PV1 фирмы «<...>», составляет 500 кВт (0,43 Гкал) каждый. Расчет высоты дымовой трубы произведен для размера санитарно-защитной зоны равной 50 метрам. По обращениям граждан, проживающим в частном секторе по <адрес> вблизи котельной, ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области "дата обезличена" была проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации блочно-модульной котельной. В ходе проверки установлено, что шум от котельной превышает допустимые уровни в дневное и ночное время, как в жилых помещениях, так и на границе домовладения, что подтверждается Актом проверки №... от "дата обезличена". "дата обезличена" ТО Управления Роспотребнадзора по Брянской области в Брянском, Выгоничском, Карачевском и Навлинском районах Брянской области в адрес директора ОАО «Брянская сбытовая компания» было внесено предписание №... об устранении выявленных нарушений в срок до 10.01.2011 года. В этой связи 10 марта 2011 года Брянской природоохранной прокуратурой в адрес директора ОАО «Брянская сбытовая компания» вынесено представление об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Письмом ОАО «Брянская сбытовая компания» от "дата обезличена" №... в адрес Брянской природоохранной прокуратуры сообщено о принятии обществом мер для устранения нарушений, указанных в представлении прокурора, а именно: проект с внесенными изменениями находится на согласовании в Приокском Управлении Ростехнадзора; закуплены стройматериалы для увеличения длины трубы блочно-модульной котельной, в связи с чем, уменьшится уровень шума и уровень выброса газа в атмосферу, приобретены дополнительные шумопоглощающие устройства. Как установлено судом, на момент рассмотрения дела ОАО «Брянская сбытовая компания» проведены работы по внесению изменений в проектную документацию для устранения шумов и запахов гари, выбрасываемых в атмосферный воздух при работе котельной путем увеличения высоты трубы до 10 метров, а также проведены строительные работы по увеличению в натуре высоты трубы, что подтверждается представленными в дело доказательствами. Требования истца об обязании ответчика оформить в установленном законом порядке право собственности на котельную, расположенную по <адрес>, суд находит также не подлежащими удовлетворению, поскольку "дата обезличена" ОАО «Брянскэнергосбыт» выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на сооружение. Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе. В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Верховный Суд РФ неоднократно указывал, что, исходя из принципа непосредственности, а также п.2 ст.195 ГПК РФ решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции. В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности. Исходя из обстоятельств дела и представленных суду доказательств, суд полагает, что заявленных исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела, ответчиком были устранены ранее установленные нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований прокурора Навлинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Брянскэнергосбыт» об обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства отказать. Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий А.С. Хромина