№2-403/11 от 14.12.2011 г. - о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по принятию на учет памятника истории и культуры



Дело № 2-403/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2011 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Сокова А.В. при секретаре Стрельцовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района гор. Брянска к Брянской городской администрации о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по принятию на учет памятника истории и культуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района гор. Брянска обратился в суд с иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что на территории муниципального образования «город Брянск» находится памятник истории и культуры регионального значения - Жилой дом ("дата обезличена"), расположенный по адресу <адрес>. Право собственности на данный объект культурного наследия в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано. Бремя его содержания и сохранения юридически никто не несет. До настоящего времени Брянская городская администрация не обратилась в органы Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии бесхозяйного недвижимого имущества вышеуказанного объекта культурного наследия на учет.

В связи с чем, прокурор Советского района гор. Брянска просил суд обязать Брянскую городскую администрацию поставить на учет как бесхозяйное недвижимое имущество - объект культурного наследия: памятник истории и культуры, расположенный по адресу <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района гор. Брянска Андросенко Е.А. исковые требования поддержала.

В судебное заседание 14.12.2011г. представитель прокуратуры Советского района гор. Брянска не явился, о времени и месте судебного заседание прокурор извещении надлежащим образом.

Представитель Брянской городской администрации Шелест Э.В. исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Комитета по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора и представителя третьего лица.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На территории Советского района гор. Брянска расположен объект культурного наследия - Жилой дом ("дата обезличена"), расположенный по адресу <адрес>. Данный объект признан памятником истории и культуры Постановлением администрации Брянской области №... от "дата обезличена" «Об отнесении объектов культурного наследия Брянской области, обладающих историко-архитектурной и археологической ценностью, к памятникам истории и культуры регионального значения».

В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о регистрации права собственности на данный объект недвижимого имущества отсутствуют, согласно сообщению №... от "дата обезличена" Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области.

Объект культурного наследия соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Постановлению Совета Министров СССР от 16.09.1982г. №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры».

В соответствии со ст.4 Закона РСФСР от 15.12.1978г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (утратившего силу в указанной части с 29.06.2020г. на основании Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ), соответствующие памятники, не переданные в чью-либо собственность, являлись государственной собственностью.

Согласно Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" п.3, объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, а до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Поскольку памятники истории и культуры местного значения в указанных приложениях не указаны, они подлежат передаче в государственную собственность субъекта РФ, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью.

В соответствии с п.3 ст.64 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г., памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Согласно ст.6 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г., под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

В силу п.4 ст.9.2 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г., государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения отнесена полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данные полномочия закреплены и регламентированы подпунктом 15 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а так же ст.4 закона Брянской области №11-З от 8.02.2006г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области».

Постановлением Администрации Брянской области №1089 от 29.12.2007г. в целях реализации государственной политики в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, исполнения п.4 ст.18 Федерального закона от 29.12.2006г. №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и подпункта 15 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» с 24.01.2008г. в структуре исполнительных органов государственной власти Брянской области создан Комитет по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области, являющийся уполномоченным органом в данной сфере.

В соответствии с п.9 ст.4, п.п.3 п.1 ст.5 закона Брянской области №11-З от 8.02.2006г., формирование и ведение совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия единого реестра объектов культурного наследия в части, касающейся Брянской области, относится к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Брянской области..

Статьей 17 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 г. предусмотрено, что для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр соответствующий орган охраны объектов культурного наследия представляет в Правительство Российской Федерации (в случаях, предусмотренных пунктом 9 статьи 18 настоящего Федерального закона) либо в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, определенный законом данного субъекта Российской Федерации, соответствующие документы, перечень которых указан в данной статье.

Из изложенного следует, что орган государственной власти субъекта РФ должен был предпринимать меры для регистрации памятников истории и культуры местного значения, принятых ранее на государственную охрану, в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и своевременно разрешать вопросы по установлению собственников данных памятников.

В силу ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Пунктом 4 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ N580 от 17 сентября 2003 года предусмотрено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст.225 и ст.236 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался.

Согласно пункту 7 Положения документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

- выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществляющими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Из материалов дела следует, что право собственности на спорный объект надлежащим образом не оформлено.

В соответствии со ст.4 ч.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст.6 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах РФ и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

По мнению суда, основания для обращения муниципального образования в регистрирующий орган отсутствуют, поскольку, как указано выше, в силу закона данный памятник подлежит передаче в государственную собственность субъекта РФ, а до оформления такой передачи является федеральной собственностью.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд полагает иск прокурора не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Советского района гор. Брянска к Брянской городской администрации о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий по принятию на учет памятника истории и культуры отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                 А.В. Соков