№2-1226/12 от 26.12.2011 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество



Дело № 2-1226 (12)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:              

председательствующего судьи                                               Позинской С.В.,

при секретаре                                                                            Кузиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степаненко И.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС,

УСТАНОВИЛ:

Степаненко И.Н.обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ему отказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки.

Просил признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, обязать администрацию Брянской области включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб. В обоснование требований истец ссылается на то, что является собственником домовладения и земельного участка <адрес>, расположенного в зоне отселения.

Истец в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом - судебной повесткой с уведомлением. Причина неявки суду не известна.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Представитель истца по доверенности от "дата обезличена" №... Сергеева Е.А. заявленные исковые требования уточнила, просила суд признать за Степаненко И.Н. право на получение компенсации за утраченное имущество, обязать ответчиков включить его в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей за счет средств выделяемых для этих целей Брянской области и направить указанный список в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

Представитель администрации Брянской области по доверенности от "дата обезличена" №... - Чикин Е.Н., главный специалист первого разряда правового управления, пояснил суду, что право истца на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не оспаривает, по стоимости утраченного имущества - оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда. Вместе с тем ходатайств о назначении строительно-технической экспертизы не заявлял.

Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представитель третьего лица - Министерства финансов РФ в лице УФК по Брянской области в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом - судебными повестками с уведомлением. Причина неявки суду не известна.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ и согласия сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчика и третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Степаненко И.Н. на праве собственности принадлежит жилой дом (общей площадью кв.м) и земельный участок (общей площадью <...>кв.м) №... по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права соответственно №... от "дата обезличена" и №... от "дата обезличена".

         Данное имущество перешло в собственность истца на основании договора дарения №... от "дата обезличена", дата регистрации "дата обезличена", №...; договора дарения от "дата обезличена" №..., дата регистрации "дата обезличена", №....

Как пояснила в судебном заседании представитель истца Сергеева Е.А., первоначально домовладение <адрес> было подарено по 1/2 доле в праве ФИО1 (дедом истца) своей дочери ФИО2 и внуку - Степаненко И.Н.. Впоследствии мать подарила принадлежащую ей на праве собственности 1/2 долю в праве общей долевой собственности своему сыну - Степаненко И.Н..

Представленными в судебное заседание документами подтверждается факт родственных отношений между дарителем и одаряемым.

         В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, территория <адрес> отнесена к зоне отселения.

Согласно справке <...> участка ООО «РИРЦ» Брянской области от "дата обезличена" №... - в <адрес> в <адрес> никто не зарегистрирован.

Судом установлено, что Степаненко И.Н., "дата обезличена" года рождения, проживал на территории «зоны отселения» - <адрес> - с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", добровольно выехал из «зоны отселения», что подтверждается удостоверением №... от "дата обезличена". Данный факт также объективно подтверждается справкой Администрации <...> Брянской области от "дата обезличена" №....

Периоды времени с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена" истец был зарегистрирован и постоянно проживал в <адрес>, территория которого относится согласно постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 к зоне отселения - согласно справке <...> сельской администрации <...> района Брянской области от "дата обезличена" №....

В соответствии со справкой <...> участка ООО «РИРЦ» Брянской области от "дата обезличена" №... - истец вместе с матерью проживал в <...> Брянской области следующие периоды времени: с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена".

С "дата обезличена" истец зарегистрирован и проживает в <адрес>, что подтверждается справкой <...> сельской администрации <...> сельского поселения <...> района Брянской области от "дата обезличена" №..., паспортными данными истца.

Обстоятельств указывающих на злоупотребление правом Степаненко И.Н. судом не установлено.

Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе Степаненко И.Н. в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с несоответствием представленного Отчета об оценке имущества ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

          Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.

В силу ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

         Таким образом, истец имеет право на получение компенсации независимо от места постоянного проживания.

Согласно выполненному оценщиком ИП ФИО3 Отчету №... «По определению рыночной стоимости жилого дома с надворными постройками, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Степаненко И.Н.», стоимость объекта оценки составляет <...> рублей.

Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от "дата обезличена" истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный им отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности» и стандартам оценки, а также ввиду завышенной оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области. При этом, какие конкретно нормы указанного закона нарушены при составлении отчета о рыночной стоимости утраченного имущества, принадлежащего истцу, в протоколе не содержится.

В судебном заседании представитель истца Сергеева Е.А. исковые требования уточнила, просила суд признать за Степаненко И.Н. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>, и обязать ответчиков включить истца в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб.

Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52).

Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости.

В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе.

В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истцом отчет об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчика, не могут быть приняты во внимание судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Степаненко И.Н. о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению. Данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).

Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8).

Как следует из постановления Администрации Брянской области № 476 от 14.05.2010 года «О ликвидации управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области», постановлено ликвидировать указанное Управление, упразднив его в качестве исполнительного органа государственной власти Брянской области до 15.09.2010 года включительно, ликвидационной комиссии осуществить ликвидационные мероприятия и завершить ликвидацию согласно ст. 63 ГК РФ в приведенном порядке.

Согласно постановления Администрации Брянской области от 23.07.2010 года № 738 «О внесении изменений в Положение о департаменте по строительству Брянской области» с 26.07.2010 года департаменту по строительству Брянской области переданы функции Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Брянской области в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС; осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий, образованных при администрации Брянской области, по вопросам выплаты компенсаций за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021, признано утратившим силу постановление администрации области от 29.12.2006 года № 860 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктами 2, 4 указанного постановления от 11.10.2010 года № 1021 департамент по строительству Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.

Согласно постановлению Администрации Брянской области от 26.11.2010 г. № 1206 - Департамент по строительству Брянской области был переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степаненко И.Н. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - удовлетворить.

Признать за Степаненко И.Н. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Степаненко И.Н. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                        С.В. Позинская