№2-7423/11 от 16.12.2011 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество



Дело № 2 - 7423 (11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» декабря 2011 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Сушковой Н.И.

при секретаре Левадной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненко К.А. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсаций за утраченное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ему, несмотря на представленные документы, было незаконно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку представленный им Отчёт об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. В связи с этим, истец просил суд признать за ним право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать Администрацию Брянской области включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей. В обоснование заявленных требований, истец ссылается на то, что является собственником домовладения №... по <адрес> и прилегающих к дому хозяйственных построек, расположенных в зоне отселения. Истец мотивирует свои требования также и тем, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Аниськов О.Е. исковые требования в интересах своего доверителя поддержал и просил суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить его в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей.

Представитель ответчика - Администрации Брянской области по доверенности Ивкин И.Н. по существу иска, в удовлетворении требований не возражал, пояснив, что право истца на получение компенсации, не оспаривает, в связи с тем, что истец выехал фактически в чистую зону. Претензий к отчёту не имеет, так как стоимость имущества не превышает средней стоимости цен на жильё в Брянской области.

Истец Мартыненко К.А., представители соответчиков: Управления федерального казначейства по Брянской области, Департамента строительства и архитектуры Брянской области и представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (в деле имеются уведомления), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств о переносе дела слушанием, не заявляли.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и указанных представителей соответчиков, третьего лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что домовладение №... и хозяйственные постройки (баня, гараж, два сарая, погреб), расположенные по <адрес>, принадлежат на праве собственности Мартыненко К.А. что подтверждается: свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (л.д.9), свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (баня), свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (гараж), свидетельством о государственной регистрации права серии №...      от "дата обезличена" (сарай), свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (сарай), свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (погреб), (л.д.10 - 14).

Данное имущество перешло в собственность истца на основании договора на передачу дома (квартиры) в собственность граждан от "дата обезличена", разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от "дата обезличена" №...; декларации об объекте недвижимого имущества от "дата обезличена"; выписки из решения <адрес> №... от "дата обезличена".

В материалах дела имеется нотариально заверенное согласие жены истца ФИО, согласно которому она дала своё согласие на получение истцом компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества.

Согласно справке №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> сельского поселения <...> муниципального района Брянской области, в доме <адрес>, никто не зарегистрирован и никто фактически не проживает (л.д.98).

Указанный дом, как утраченное имущество, в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе, ранее не сдавался, что подтверждается справкой <...> сельской администрации <...> сельского поселения <...> муниципального района Брянской области №... от "дата обезличена" (л.д.99).

Из материалов дела усматривается, что Мартыненко К.А., постоянно проживал в зоне проживания с правом на отселение - <адрес> с "дата обезличена" по "дата обезличена", затем с "дата обезличена" г. по "дата обезличена". проходил обучение в <...> институте, что подтверждается дипломом серии №... (л.д.112), в зоне отселения с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в <адрес>, что подтверждается справкой №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области (л.д.96), справкой №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> сельского поселения <...> района Брянской области (л.д.97), а также удостоверением постоянно проживающего в зоне проживания с правом на отселение серии №... от "дата обезличена" (л.д.115) и удостоверением выехавшего добровольно из зоны отселения серии №... от "дата обезличена" (л.д.114).

Согласно справке №... от "дата обезличена", выданной администрацией <...> сельского поселения <...> района Брянской области, Мартыненко К.А. с "дата обезличена" и по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (относится к статусу чистой зоны по радиоактивной загрязненности), <адрес> (л.д.100), что также подтверждается удостоверением выехавшего добровольно из зоны отселения серии №... от "дата обезличена" (л.д.114), нотариально заверенной копией паспорта истца серии №..., выданного "дата обезличена" ОВД <...> района Брянской области (л.д.101-110), справкой с места работы №... от "дата обезличена" (л.д.111).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 года №1582 территория <адрес> отнесена к зоне отселения.

В силу ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Согласно п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 г. № 1244-1) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п.2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п.6 и п.11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложено на Орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

        Постановлением администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 на Департамент по строительству Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Таким образом, судом установлено, что Мартыненко К.А. относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Согласно выполненному независимым оценщиком ООО «БЮРО ОЦЕНКИ «РЕГИОН» отчёту №... от "дата обезличена" по определению рыночной стоимости дома <адрес>, стоимость объекта оценки составляет №... рублей (л.д.30 - 88).

Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от "дата обезличена" (л.д.95), истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный им отчёт об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки.

Из содержания выписки из протокола комиссии не следует, какие конкретно нормы указанного закона нарушены при составлении отчёта о рыночной стоимости утраченного имущества, принадлежащего истцу.

В соответствии со ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке, не установлено иное.

Как усматривается из материалов дела, представленный отчёт об оценке составлен оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке (ст.11 №135-ФЗ), стандартам оценочной деятельности (ст.20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.

Учитывая, что нормы ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» прямо оговаривают условие определения стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, суд полагает, что при определении размера компенсации за утраченное в результате радиоактивного воздействия, вследствие катастрофы на ЧАЭС имущества, оценщиком приняты по внимание положения вышеизложенных нормативных актов.

Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52).

Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие, как таковое должно обеспечить эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости.

В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе.

В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истцом отчёт об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчиков, не могут быть приняты во внимание судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Мартыненко К.А. на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению, данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба,      в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).

Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8).

        В силу ч.4 Постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года      № 1021 выплата денежной компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

        Постановлением администрации Брянской области от 26.11.2010 года № 1206 Департамент по строительству с 25.02.2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество, истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ по правилам распределения судебных расходов, понесенных сторонами, в связи с рассмотрением дела, суд присуждает возместить стороне, в пользу которой состоялось решение суда, все понесенные по делу судебные расходы с другой стороны.

Однако, на основании ст.333.36 НК РФ (в ред. от 07.03.2011 г.) суд не взыскивает с ответчиков судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мартыненко К.А. - удовлетворить.

Признать за Мартыненко К.А. право на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Мартыненко К.А. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                    Н.И.Сушкова