Дело № 2 - 7420 (11) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «16» декабря 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего судьи Сушковой Н.И. при секретаре Левадной О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чумаковой И.В. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсаций за утраченное имущество, УСТАНОВИЛ: Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ей, несмотря на представленные документы, было незаконно отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку представленный ею Отчёт об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. В связи с этим, истица просила суд признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать Администрацию Брянской области включить её в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей. В обоснование заявленных требований, истица ссылается на то, что является собственником квартиры <адрес>, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Истица мотивирует свои требования также и тем, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В судебном заседании представитель истца по доверенности - Аниськов О.Е. уточнённые письменно "дата обезличена" в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования в части размера стоимости утраченного имущества (л.д.176) в интересах своей доверительницы поддержал и просил суд признать за истицей право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчиков включить её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество согласно уточнённому отчёту в размере <...> рублей. Представитель ответчика - администрации Брянской области по доверенности Ивкин И.Н. суду пояснил, что право истицы на получение компенсации за утраченное имущество не оспаривает, так как она выехала фактически в чистую зону, что подтверждено материалами дела. Стоимость оценки имущества в отчёте не завышена, поэтому претензий к отчету не имеет. Истица Чумакова И.В., представители соответчиков: Департамента строительства и архитектуры Брянской области, Управления федерального казначейства по Брянской области и представитель третьего лица - Министерства финансов РФ, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств о переносе дела слушанием, не заявляли. В письменном заявлении от 02.11.2011 г., нотариально заверенном истица просила суд рассмотреть дело в её отсутствие (л.д.133). В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истицы и указанных представителей соответчиков, третьего лица. Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что квартира <адрес>, принадлежит на праве собственности Чумаковой И.В. (1/2 доля в праве), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (л.д.8), ФИО1 (1/4 доля в праве), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (л.д.9), ФИО2 (1/4 доля в праве), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от "дата обезличена" (л.д.10). Данное имущество перешло в собственность истицы на основании договора дарения доли квартиры от "дата обезличена", дата регистрации "дата обезличена", №... (л.д.12); договора на передачу квартир (жилых домов) в собственность граждан от "дата обезличена" №..., её сыновей: на основании договора на передачу квартир (жилых домов) в собственность граждан от "дата обезличена" №... (л.д.13). Даритель - муж истицы, право собственности на 1/4 долю в указанном имуществе приобрел также на основании договора на передачу квартир (жилых домов) в собственность граждан от "дата обезличена" №.... Из Постановления администрации Клинцовского района Брянской области №... от "дата обезличена" года следует, что ФИО1., "дата обезличена" г.рождения, и ФИО2., "дата обезличена" г.рождения, действующим с согласия законных представителей: (матери) Чумаковой И.В. и (отца) ФИО3., было разрешено оформление отказа от доли компенсации за утраченное имущество, состоящее из 1/4 долей квартиры каждому, расположенной по адресу: <адрес>, с приобретением в двухмесячный срок после получения компенсации равноценной жилой площади на имя несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2. (л.д.11). Согласно справке №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области в квартире <адрес>, никто не зарегистрирован и никто не проживает (л.д.164). Указанная квартира, как утраченное имущество, в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе, ранее не сдавалась, что подтверждается справкой <...> сельской администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена" (л.д.165). Из материалов дела усматривается, что Чумакова И.В., постоянно проживала в зоне проживания с правом на отселение с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в <адрес>, что подтверждается справкой №... от "дата обезличена", выданной <...> сельской администрацией <...> района Брянской области (л.д.166), а также удостоверением выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение серии №... от "дата обезличена" (л.д.161). Представленными в материалы дела справками №... от "дата обезличена" и №... от "дата обезличена", выданными <...> сельской администрацией <...> района Брянской области (л.д.167-168) и удостоверениями добровольно выехавших из зоны проживания с правом на отселение (<адрес>) серии №... и серии №..., выданными "дата обезличена" (л.д.162-163) подтверждается, что сыновья истицы: ФИО1., "дата обезличена" г.рождения в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" и ФИО2, "дата обезличена" г.рождения в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" постоянно проживали в зоне проживания с правом на отселение - <адрес>. Согласно нотариально заверенным копиям паспортов, Чумакова И.В. и её сыновья: ФИО1 и ФИО2 с "дата обезличена" и по настоящее время зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес> (относится к статусу чистой зоны по радиоактивной загрязненности), <адрес> (л.д.141-160), что также подтверждается представленными в материалах дела справками №..., №..., №... выданными "дата обезличена" <...> сельской администрацией <...> района Брянской области (л.д.169 - 171) и удостоверениями, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение (л.д.161-163). Факт проживания по указанному месту регистрации подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля сособственник доли в праве на дом <адрес> - ФИО4., являющийся дядей истицы со стороны матери. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582 территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение. В силу ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона. Согласно п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 г. № 1244-1) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу п.2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п.6 и п.11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложено на Орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Постановлением администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 на Департамент по строительству Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС. Таким образом, судом установлено, что Чумакова И.В. относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество. Согласно выполненному независимым оценщиком ООО «БЮРО ОЦЕНКИ «РЕГИОН» уточнённому отчёту №... от "дата обезличена" по определению рыночной стоимости квартиры <адрес>, стоимость объекта оценки составляет <...> рублей (л.д.92-131). Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от "дата обезличена" (л.д.134), истице отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный ею отчёт об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ» и стандартам оценки. Из содержания выписки из протокола комиссии не следует, какие конкретно нормы указанного закона нарушены при составлении отчёта о рыночной стоимости утраченного имущества, принадлежащего истице. В соответствии со ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке, не установлено иное. Как усматривается из материалов дела, представленный отчёт об оценке составлен оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию отчета об оценке (ст.11 №135-ФЗ), стандартам оценочной деятельности (ст.20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки. Учитывая, что нормы ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» прямо оговаривают условие определения стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, суд полагает, что при определении размера компенсации за утраченное в результате радиоактивного воздействия, вследствие катастрофы на ЧАЭС имущества, оценщиком приняты по внимание положения вышеизложенных нормативных актов. Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие, как таковое должно обеспечить эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе. В соответствии со ст.ст.56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиками не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истицей отчёт об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчиков, не могут быть приняты во внимание судом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что уточненные исковые требования Чумаковой И.В. на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению, данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат. Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7). Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8). Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8). В силу ч.4 Постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 выплата денежной компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области. Постановлением администрации Брянской области от 26.11.2010 года № 1206 Департамент по строительству с 25.02.2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество, истица обязана сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ по правилам распределения судебных расходов, понесенных сторонами, в связи с рассмотрением дела, суд присуждает возместить стороне, в пользу которой состоялось решение суда, все понесенные по делу судебные расходы с другой стороны. Однако, на основании ст.333.36 НК РФ (в ред. от 07.03.2011 г.) суд не взыскивает с ответчиков судебные расходы. Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Чумаковой И.В.- удовлетворить. Признать за Чумаковой И.В. право на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Чумакову И.В. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат. Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Председательствующий Н.И.Сушкова