№2-372/12 от 20.01.2012 г. - о признание права на досрочное назначение трудовой пенсии



                                                   Дело № 2 - 372(2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2012 года Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего              Хроминой А.С.

                                    при секретаре                                Денисовой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орешенкова В.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) в Советском районе городского округа г.Брянска о признание права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Орешенков В.И. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что имеет необходимый возраст и стаж работы с тяжелыми условиями труда. Однако органами УПФ необоснованно не включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды его работы с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...> и с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>. С учетом уточнений истец просит признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицом, занятым на работах с тяжелыми условиями труда согласно Списка №2, включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды его работы: "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>; обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - "дата обезличена"

В судебном заседании истец Орешенков В.И. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г.Брянска Дубовая М.И., специалист-эксперт юридической группы, исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у истца стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, определение правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

При обращении истца в УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г.Брянска с заявлением о назначении досрочной пенсии ему было отказано включить в специальный стаж периоды работы:

  • "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...> - по наименованию профессии и из-за отсутствия справки, уточняющей особый характер работ,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...> - по наименованию профессии и из-за отсутствия справки, уточняющей особый характер работ,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. организация ликвидирована, отсутствуют справка, уточняющая особый характер работ, и документы, подтверждающие работу в бригаде каменщиков,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. организация ликвидирована, отсутствуют справка, уточняющая особый характер работ, и документы, подтверждающие работу в бригаде каменщиков,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. отсутствуют справка, уточняющая особый характер работ, и документы, подтверждающие работу в бригаде каменщиков,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. отсутствуют справка, уточняющая особый характер работ, и документы, подтверждающие работу в бригаде каменщиков,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. отсутствует справка, уточняющая особый характер работ, и спецстаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета,
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, т.к. отсутствует справка, уточняющая особый характер работ, и спецстаж не подтвержден сведениями персонифицированного учета.

Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений представителя ответчика, суд приходит к следующему.

В пункте 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании пенсионного законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.

В данном пункте определена длительность специального трудового стажа, при котором возникает право на назначение трудовой пенсии ранее установленного пенсионного возраста, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и критерии отнесения к такому трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.

Определив для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, право на получение трудовой пенсии ранее достижения общеустановленного возраста, законодатель пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона уполномочил Правительство Российской Федерации при необходимости утвердить списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 были утверждены Списки №1 и №2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Действие указанных Списков постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 г. №517 было распространено на территорию РСФСР.

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные полномочия, Постановлением от 18 июля 2002 г. N 537 сохранило действие Списков N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, применявшихся на территории РСФСР до 1 января 2002 г. на основании пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, которое было издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и не противоречило этому Закону.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в пункте 4 которых предусмотрено общее правило о возможности включения в специальный стаж периодов работы при условии выполнения ее постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из правового смысла пункта 4 Правил, в нем под полным рабочим днем понимается продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности (в данном случае сокращенная), что не противоречит федеральному законодательству.

В силу п.5 Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5, изданным на основании пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет", утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Таким образом, приведенные положения Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, подлежащего применению при решении вопроса о праве на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", прямо предусматривают оговоренные условия осуществления трудовой деятельности и выполнение данной работы в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).

Применение указанных норм обеспечивает единообразный порядок исчисления стажа на соответствующих видах работ для всех лиц, которым действующим законодательством предусмотрено право на досрочное пенсионное обеспечение.

Кроме того, для определенной категории граждан с учетом особенностей их труда Правилами предусматривается иной порядок исчисления указанных периодов. Эти особенности обусловлены спецификой производственной деятельности, которая по условиям организации труда не может выполняться постоянно. Для таких работников предусмотрено исчисление периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, по фактически отработанному времени (пункт 6 Правил).

При разрешении спора суд также принимает во внимание действующее в оспариваемые периоды работы истца постановление Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173.

Из трудовой книжки истца усматривается, что он работал в периоды: с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>.

Разделами XXIX «Ремонт зданий, сооружений и других объектов», XXXIII «Общие профессии» Списка №2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Факт занятости истца в спорные периоды на работах с тяжелыми (особыми условиями труда) в течение полного рабочего дня может доказываться любыми средствами, из числа названных в статье 55 ГПК РФ: объяснениями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами и заключениями экспертов.

Занятость истца в спорные периоды на работах с тяжелыми (особыми условиями труда) подтверждается представленными документами, в т.ч. и справками, уточняющими особый характер работы или условия труда, необходимыми для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, архивными выписками, приказами о приеме и увольнении, трудовым договором, исторической справкой.

Так, из Архивной справки от "дата обезличена" №... следует, что в ведомостях начисления зарплаты Р-55 МПМК-№... <...> значится Орешенков В.И. с "дата обезличена" по "дата обезличена" в должности <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" должность не указана. Карточка формы Т-2 на Орешенкова В.И. в архив не поступала.

Из приказов по Брянской МПМК-№... следует, что <...> Орешенков В.И. переведен <...> с "дата обезличена" (приказ №... от "дата обезличена"). Приказом №... от "дата обезличена" <...> Орешенков В.И. уволен в порядке перевода в Брянскую МПК №... ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР, с "дата обезличена"

Свидетели ФИО1 (бульдозерист) и ФИО2 (электросварщик), ранее работавшие в МПМК-№..., МПМК-№..., в судебном заседании "дата обезличена" подтвердили факт работы Орешенкова В.И. в указанные периоды в должности монтажника и монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций и его занятость на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня.

Показания свидетелей оглашены в ходе судебного заседания. Ходатайство о повторном допросе указанных свидетелей лицами, участвующими в деле, не заявлялось.

Суд учитывает, что свидетели по делу в результате стечения обстоятельств воспринимают факты, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора, и являются носителями информации об этих фактах; свидетели не высказывают суждения, включающие субъективную оценку относительно фактов.

Из положений ст.69 ГПК РФ следует, что свидетели не относятся к субъектам материально-правовых отношений и в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеют юридической заинтересованности в его исходе.

У суда нет основания ставить под сомнение истинность фактов, сообщенных свидетелями. Данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания последовательны, дополняют друг друга, соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.

Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Так, в Списках N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 6 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и так далее.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 г.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании изложенного при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии суд не вправе принять показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК).

Поэтому после 1 января 2010 г. при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).

Между тем, свидетелями подтвержден не характер работы истца в спорные периоды, а его занятость на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня.

В периоды с "дата обезличена" по "дата обезличена" истец работал <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>.

Разделом XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация» Списка №2 предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту каменщиков, постоянно работающих в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (код 2290000а-12680).

Занятость истца в спорные периоды на работах с тяжелыми (особыми условиями труда) в бригаде каменщиков подтверждается копией трудовой книжки, пояснениями истца в судебном заседании и соответствующими справками.

Определением Советского районного суда г.Брянска по указанному гражданскому делу была назначена экспертиза условий труда Орешенкова В.И. в спорные периоды.

Из заключения начальника Управления труда Брянской области от "дата обезличена" №... следует, что Орешенков В.И. работал в период с "дата обезличена" по "дата обезличена" в <...> в бригаде каменщиков или в специализированном звене каменщиков комплексной бригады.

В отношении периодов: с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>, с "дата обезличена" по "дата обезличена" - <...>; в связи с отсутствием документов, подтверждающих условия труда, провести государственную экспертизу условий труда не представилось возможным.

Таким образом, возможность истребования доказательств исчерпана.

Совокупностью вышеизложенных обстоятельств, по мнению суда, факт работы истца на работах в особых условиях труда в течение полного рабочего дня подтверждается в полном объеме. Доказательств, противоречащих фабуле дела, суду не представлено.

В соответствии с п.1 ст.10 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Работодатели представляют сведения обо всех лицах, работающих у них по трудовому договору, а также по договорам гражданско - правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых они уплачивают страховые взносы государственного пенсионного страхования. Сведения передаются в те органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов.

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 10 июля 2007 г. N 9-П признал неконституционным положение п. 1 ст. 10 ФЗ о трудовых пенсиях, согласно которому в страховой стаж для назначения трудовой пенсии не включаются периоды работы, в течение которых работодатель не уплачивал пенсионные взносы за работника в Пенсионный фонд РФ. Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.

Следовательно, неуплата работодателем начисленных пенсионных взносов приводит к безосновательному занижению страховой части назначаемой работнику пенсии (п. п. 4.1, 4.5 Постановления Конституционного Суда РФ).

Таким образом, несвоевременное внесение в Пенсионный фонд соответствующих сведений о своих работниках не может лишить истца права на получение пенсии.

В силу п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, занятыми на работах с тяжелыми условиями труда.

В своем Определении от 22 апреля 2010 г. №521-О-О Конституционный Суд РФ разъяснил, что, закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в той или иной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных условиях, характере работы, в том числе - выполняемой в течение полного рабочего дня постоянно или отдельными периодами. Такое правовое регулирование, основанное на объективных критериях оценки характера труда и времени воздействия на организм неблагоприятных факторов, не может рассматриваться как направленное на ущемление прав лиц, не занятых постоянно полный рабочий день на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Пункт 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляет условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на работах с особыми условиями труда.

В данном пункте определена длительность специального трудового стажа, при котором возникает право на назначение трудовой пенсии ранее установленного пенсионного возраста, но не указаны периоды работы, включаемые в этот стаж, как и критерии отнесения к такому трудовому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.

Нормы вышеуказанного Закона следует применять в совокупностью с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ни вышеназванный Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Трудовой кодекс РФ, ни Правила исчисления периодов работы не содержат иных условий включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы с особыми условиями труда.

О сформировавшейся судебной практике свидетельствует правовая позиция, содержащаяся в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Правильное и единообразное толкование норм материального права имеет существенное значение при разрешении аналогичных споров в судах, ориентирует на принятие судами законных решений, исключающих необоснованное взыскание денежных средств с государственных учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Таким образом, установлено, что условия труда и характер работы истца в спорные периоды соответствуют характеру работы, предусмотренной Списком №2, и дают ему право на льготное исчисление выслуги лет.

Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях.

Суд полагает, что истец приобрел право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицо, занятое на работах с тяжелыми условиями труда, а также в связи с достижением необходимого возраста.

Согласно ч.1 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями), трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

В соответствии с пунктами 6,11 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27 февраля 2002 года, граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Положениями пунктов 16,17 Правил, установлено, что факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, назначение пенсии носит заявительный характер.

Из материалов дела усматривается, что Орешенков В.И. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г.Брянска с заявлением о назначении пенсии "дата обезличена", а не "дата обезличена", как он указал в исковом заявлении.

Таким образом, пенсия истцу должна быть назначена с момента его обращения с заявлением, т.е. - с "дата обезличена".

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

            

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Орешенкова В.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Советском районе городского округа г.Брянска о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.

Признать за Орешенковым В.И. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как лицом, занятым на работах с тяжелыми условиями труда согласно Списка №2.

Включить в специальный стаж работы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости Орешенкову В.И. периоды его работы с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена".

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Советском районе городского округа г.Брянска назначить Орешенкову В.И. досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - "дата обезличена", с учетом возникновения права на назначение досрочной трудовой пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца.

Председательствующий                                                            А.С.Хромина