Дело № 2-1879 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 января 2012 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего Хроминой А.С. при секретаре Денисовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глазунова Г.Г. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче субсидии и обязании выдать субсидию на приобретение жилья, У С Т А Н О В И Л : Глазунов Г.Г., обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является участником (ветераном) Великой Отечественной Войны и в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» и Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. С "дата обезличена" на основании Распоряжения Навлинской поселковой администрации Навлинского района Брянской области №... от "дата обезличена" состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением областной Комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (протокол от "дата обезличена") Глазунову Г.Г. было отказано в выдаче субсидии на основании ст. 51 ЖК РФ.Не соглашаясь с данным отказом, истец просит признать отказ комиссии в выдаче субсидии ему незаконным и обязать ответчика включить его в списки получателей субсидии на приобретение жилья. В судебном заседании представитель истца Колобаева И.Г., действующая в интересах Глазунова И.А. по доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом, представитель истца Колобаева И.Г. пояснила, что Глазунов Г.Г. в домовладении <адрес> проживает, однако на основании договоров дарения, свидетельств о государственной регистрации права, данное домовладение принадлежит Колобаевой И.Г. (1/2 доля в праве) и Глазуновой В.А. (1/2 доля в праве). Членом семьи собственников домовладения истец не является, поскольку, общего хозяйства с Колобаевой И.Г., Глазуновой В.А. не ведет. Представитель Администрации Брянской области - Латышева О.В., главный консультант правового управления, представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области - Кургузова Е.Б., главный консультант отдела жилищных субсидий и сертификатов, исковые требования не признали, ссылаясь на правомерность отказа комиссии в выдаче субсидии. Представитель третьего лица - Навлинской поселковой администрации Брянской области и истец, в судебное заседание не явились. Представитель третьего лица - Навлинской поселковой администрации Брянской области представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Истец, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом: в материалах дела имеется уведомление о вручении почтового отправления. Суд, с согласия лиц участвующих в деле и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. "дата обезличена" Глазунов Г.Г. обратился в Администрацию п. Навля Навлинского района Брянской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с тем, что является ветераном ВОВ и не имеет в собственности жилого помещения. Распоряжением Навлинской поселковой администрации Навлинского района Брянской области №... от "дата обезличена" Глазунов Г.Г. был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих. Статус участника ВОВ подтверждается удостоверением на имя Глазунова Г.Г. №..., выданного "дата обезличена". Глазунов Г.Г. зарегистрирован и проживает в домовладении <адрес> вместе с женой ФИО и дочерью Колобаевой И.Г. Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» <...> филиал №... от "дата обезличена", домовладение, общей площадью дома - <...> кв.м., жилой-<...> кв.м., принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО - 1/2 доли и Колобаевой И.Г.- 1/2 доли. Право собственности на указанное домовладение возникло у ФИО и Колобаевой И.Г. на основании нотариально удостоверенных договоров дарения №... от "дата обезличена", №... от "дата обезличена", Решения №... от "дата обезличена", свидетельств о государственной регистрации права №... от "дата обезличена", №... от "дата обезличена". Согласно сведениям Управления Федеральной регистрационной службы по Брянской области (в настоящее время - Управление Росреестра по Брянской области) и ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» <...> филиал, Глазунов Г.Г. недвижимого имущества в собственности не имеет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (протокол заседания от "дата обезличена") Глазунов Г.Г. было отказано в выдаче субсидии на приобретение жилья на основании п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, в связи с тем, что он обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы и является членом семьи собственника жилого помещения. Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений представителей ответчиков, суд принимает во внимание следующие обстоятельства. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Статьей 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина - обязанность государства. Статьей ст.31 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника (ч.1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.2). В соответствии с п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В силу частей 4 и 5 ст.50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением Брянской городской администрации №1824-П от 25 мая 2005 года установлена учетная норма общей площади жилого помещения на одного члена семьи в размере 14 кв.м. Согласно Выписке из Домовой книги, Глазунов Г.Г. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Иного места для проживания Глазунов Г.Г. не имеет. Пунктом 3 части 1 ст.15 Федерального закона РФ «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, с последующими изменениями и дополнениями, предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии с Указом Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» от 07 мая 2008 г. №714 (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В целях реализации вышеуказанных нормативных актов постановлением администрации Брянской области №559 от 13 сентября 2006 года утверждено Положение о форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и порядке предоставления им жилых помещений на территории Брянской области и создана комиссия по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Подпунктом 2.2. пункта 2 указанного Положения (в ред. от 19.02.2010 г. №162) предусмотрено его распространение на категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 2005 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно п.3 Положения меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Положения, в форме единовременной денежной выплаты в виде субсидии на приобретение или строительство жилых помещений. Согласно п.4 Положения главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых для финансирования мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, является департамент по строительству Брянской области. Пункт 7 Положения предусматривает, что Департамент по строительству Брянской области на основании списков, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований области и согласованных с управлением социальной защиты населения Брянской области, формирует сводный реестр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по Брянской области, отдельно по категориям граждан, перечисленных в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Положения. Сводный реестр департаментом по строительству Брянской области представляется на утверждение в комиссию по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Постановлением Администрации Брянской области № 1206 от 26 ноября 2010 года, Департамент по строительству Брянской области с 25 февраля 2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. Доводы представителя ответчика о преднамеренном ухудшении жилищных условий Глазуновым Г.Г. суд считает необоснованными. Глазунов Г.Г. состоит на жилищном учете в Навлинской поселковой администрации Навлинского района Брянской области. Распоряжение Навлинской поселковой администрации Навлинского района Брянской области №... от "дата обезличена" о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих, не оспорено, не отменено и не изменено. На основании изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Глазунова Г.Г. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Администрации Брянской области о признании незаконным отказа в выдаче субсидии и обязании выдать субсидию на приобретение жилья удовлетворить. Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (протокол заседания от "дата обезличена") в выдаче Глазунову Г.Г. субсидии на приобретение жилья, незаконным. Признать за Глазуновым Г.Г. право на получение субсидии на приобретение жилья. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Глазунова Г.Г. в списки получателей субсидии на приобретение жилья. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца. Председательствующий А.С.Хромина