№2-1127/12 от 16.01.2012 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество



Дело № 2 - 1127 (12)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» января2012года

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Сушковой Н.И.

при секретаре Левадной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибач М.Н. к администрации Брянской области,Департаменту строительства и архитектуры Брянской области,Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсаций за утраченное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным иском,ссылаясьна отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи сзавышением оценки имущества,исходя из средней стоимости1квадратного метра жилья на территории Брянской области и несоответствия отчетов закону РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; не соответствия отчетов действующим Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки,подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»,утвержденным приказом Минэкономразвития России от20июля2007года № 256; не выполнения оценщиком требований Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» -пункт4разделаII «Требования к составлению отчета об оценке»,утвержденного приказом Минэкономразвития России от20июля2007года № 254.Грибач М.Н.просит признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имуществов размере <...>.В обоснование заявленных требований,истица ссылается на то,что является собственником домовладения <адрес>,расположенногов зоне проживания с правом на отселение.Истица мотивирует свои требования также и тем,что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

                  В судебном заседании представитель истца по доверенности - Ходанова С.Д. исковые требования в интересах своей доверительницы поддержала в полном объеме и просила судпризнать за истицей право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включитьистицу в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> согласно отчёту об определении рыночной стоимости дома с хозяйственными пристройками.

Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Карпеченко А.П.по существу иска,в удовлетворении требований не возражал,пояснив,что право истицы на получение компенсации,не оспаривает,в связи с тем,что истица выехала в чистую зону,что подтверждается предоставленными ею справками.Претензий к стоимости утраченного имущества,определенной в отчете,он не имеет,так как стоимость имущества сопоставима со среднестатистическими ценами на жильё в <адрес>.

Истица Грибач М.Н.,в судебное заседаниене явилась,в материалы дела поступило ее заявление от"дата обезличена",заверенное нотариусом,о рассмотрении дела без ее участия (л.д.132).

Представители ответчиков:Управления федерального казначейства по Брянской области,администрации Брянской области,представитель третьего лица - Министерства финансов РФ,надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (в деле имеются почтовые уведомления о вручении судебных повесток),в судебное заседание не явились,о причинах неявки не сообщили,ходатайств о переносе дела слушанием,не заявляли.

В соответствии сост.167ГПК РФ,суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и указанных представителей ответчиков,третьего лица.

Выслушав лиц,участвующих в деле,исследовав материалы дела,суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права №...           от "дата обезличена",Грибач М.Н. является собственником жилого дома <адрес> (л.д.133).

Данное имущество перешло в собственность истицына основании свидетельства о праве на наследство по завещанию №...,выданного нотариусом <...> нотариального округа Брянской области ФИО1"дата обезличена",реестровый №... (л.д.25),и договора дарения от"дата обезличена",дата регистрации"дата обезличена", №... (л.д.26).

Согласнотиповому договору о предоставлении в бессрочное пользование земельного участкаот"дата обезличена",зарегистрированного в реестре за №...,отделом коммунального хозяйства исполкома <...> городского Совета депутатов трудящихся ФИО2 и Грибач М.Н. был выделен на праве бессрочного пользования земельный участок <адрес> для возведения жилого дома (л.д.27-28).В настоящее время в соответствие со свидетельством о государственной регистрации права №...от"дата обезличена" данный земельный участок принадлежит Грибач М.Н. (л.д.134).Данное имущество перешло в собственность Грибач М.Н.на основаниисвидетельства о праве на наследство по завещанию,выданного нотариусом <...> нотариального округа Брянской области ФИО1"дата обезличена",реестровый номер №... и договора дарения от"дата обезличена",дата регистрации"дата обезличена", №....

В соответствиес договором дарения от"дата обезличена" дочь истицы ФИО3 подарила своей матери Грибач М.Н. 1/2 доли на праве общей долевой собственности на жилой дом и 1/2 долю в праве общей долевой собственности на земельный участок,расположенные по адресу:<адрес>.Факт родственных отношений между ФИО3 и Грибач М.Н. подтверждается свидетельством о рождении ФИО4№...,выданным"дата обезличена" (л.д.144) и свидетельством о заключении брака №...,выданным"дата обезличена" (л.д.143).

Согласно справке от"дата обезличена",выданной ООО <...><адрес> никто не зарегистрирован и никто не проживает (л.д.40).Данный факт подтверждается и копией домовой книги для прописки граждан,проживающих в д.№... <адрес> (л.д.158-169).

Указанное домовладение,как утраченное имущество,в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе,ранее не сдавалось,что подтверждается справкой <...> городской администрации Брянской области №...от"дата обезличена" (л.д.171).

Из материалов дела усматривается,что Грибач М.Н.постоянно проживала в зоне проживания с правом на отселение с"дата обезличена" по"дата обезличена" по адресу:<адрес>,что подтверждается справкой <...> городской администрации Брянской области №...от"дата обезличена" (л.д.172).Кроме того,проживание истца в зоне радиоактивного загрязнения подтверждается так же удостоверением выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение №... от "дата обезличена" (л.д.170).

Согласно справке от"дата обезличена",выданной ООО «Жилсервис»,Грибач М.Н с"дата обезличена"и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу:<адрес> (относится к статусу чистой зоны по радиоактивной загрязненности) (л.д.174).Фактический выезд истицы из радиоактивной зоны также подтверждается удостоверением выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение №...от"дата обезличена" (л.д.170);копией паспорта №...,выданного"дата обезличена" <...> ГРОВД Брянской области (л.д.7-16); поквартирной карточкой,выданной"дата обезличена" (л.д.145),в соответствие с которой Грибач М.Н.зарегистрирована по адресу<адрес>; справкой Управления пенсионного фонда РФ в <...> муниципальном районе Брянской области от"дата обезличена"исх. №... (л.д.173) о том,что Грибач М.Н.состоит на учете в Управления пенсионного фонда РФ в <...> муниципальном районе Брянской области и получает там трудовую пенсию по старости; выпиской из домовой книги для прописки граждан,проживающих по адресу:<адрес>,согласно которой Грибач М.Н.зарегистрирована по указанному адресу"дата обезличена" (л.д.176-177).

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от28.12.1991года № 237Р и постановлением Правительства РФ от18.12.1997года № 1582,территория <адрес> отнесенак зоне проживания с правом на отселение.

В силу ст.22Закона РФ «О социальной защите граждан,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан,выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение»,гражданам,указанным в пункте11части первой статьи13настоящего Закона (граждане,выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в1986году и в последующие годы),гарантируются меры социальной поддержки,предусмотренные статьей17настоящего Закона.

Согласно п.4ст.17Закона РФ «О социальной защите граждан,подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - ЗаконРФ от15.05.91года № 1244-1) гражданам,переселенным (переселяемым) из зоны отселениягарантируются...в том числе,компенсация материального ущерба,в связи с утратойимущества,включающая в себя:стоимость строений (жилые дома,садовые домики,дачи,гаражи,хозяйственные постройки и другие),домашнего имущества,степеньрадиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое местожительства.Граждане,имеющие дачи,садовые домики и другие строения,а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения,и граждане,получившие вэтих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям,предусмотренным законодательством Российской Федерации,получают компенсацию ихстоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянногопроживания.

Порядок выплаты компенсации,а также стандарты оценки,обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения,устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от29декабря2004года № 869утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба,в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п.2названные Правила распространяются на граждан,указанных в п.6и п.11части1ст.13Закона РФ «О социальной защите граждан,подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».Пунктом5Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации.В силу п.6Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложено на Орган исполнительной власти субъекта РФ,который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

       Постановлением администрации Брянской области от11.10.2010года № 1021на Департамент по строительству Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба,в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Таким образом,судом установлено,чтоГрибач М.Н. относится к категории лиц,имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Согласно отчёту об оценке недвижимости №...об определении рыночной стоимости дома с хозяйственными постройками от"дата обезличена",составленному оценщиком ООО <...> ФИО5,рыночная стоимость объекта недвижимости сотавляет <...>(л.д.42-127).Допрошенный в судебном заседанииоценщик ФИО5пояснил,что домовладение,расположенное по адресу:<адрес>,представляет собой жилой дом с коммуникациями,газоснабжением.Постройки были возведены в период "дата обезличена",стоимость1кв.м.с учетом хозяйственных построек составляет <...>,а без учета - <...>.Сарай,указанный в позиции №...,фактически является бывшим жилым домом и в техпаспорте назван сараем.При составлении отчета оценщик использовал сравнительный и затратный подходы,последний подход был основным,объекты аналоги он брал в <адрес>.При составлении отчета оценщиком делались корректировки на наличие надворных строений и материал строений.Поскольку заказчик строил и проводил водопровод за свои личные средства,оценщиком отдельно высчитывалась стоимость септика и водопровода.

Факт того,что водопровод к дому <адрес> строился и проводился Грибач М.Н.за счет собственных средств,подтверждается справкой МУП «Водопроводно-канализационного Хозяйства <...>» №...от"дата обезличена" (л.д.130).

Согласно выписки из протокола №...заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от"дата обезличена" (л.д.38),истицеотказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи сзавышением оценки имущества,исходя из средней стоимости1квадратного метра жилья на территории Брянской области и несоответствия отчетов закону РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; не соответствия отчетов действующим Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки,подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)»,утвержденным приказом Минэкономразвития России от20июля2007года № 256; не выполнения оценщиком требований Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» -пункт4разделаII «Требования к составлению отчета об оценке»,утвержденного приказом Минэкономразвития России от20июля2007года № 254.

При таких обстоятельствах,суд приходит к выводу,что исковые требованияГрибач М.Н. на получение компенсации за утраченное имуществов размере <...> рублей подлежат удовлетворению,данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

Согласно п.6Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба,        в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,утв.Постановлением Правительства РФ от29декабря2004г.N869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации,который подписывается руководителем этого органа,заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств,предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета,предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1п.8).

Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств,отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета,открытом территориальному органу Федерального казначейства,в организации федеральной почтовой связи,которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2п.8).

         В силу ч.4Постановления администрации Брянской области от11.10.2010года     № 1021выплата денежной компенсации материального ущерба,в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков,представляемых Департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

        Постановлением администрации Брянской области от26.11.2010года № 1206Департамент по строительству с25.02.2011года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В связи с изложенным,при вынесении решения по делу,суд считает необходимым указать,что при получении компенсации за утраченное имущество,истица обязана сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

В соответствии с ч.1ст.98ГПК РФ по правилам распределения судебных расходов,понесенных сторонами,в связи с рассмотрением дела,суд присуждает возместить стороне,в пользу которой состоялось решение суда все понесенные по делу судебные расходы с другой стороны.

Однако,на основании ст.333.36 НК РФ (в ред.от07.03.2011г.) суд не взыскивает с ответчиков судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Грибач М.Н.- удовлетворить.

Признать за Грибач М.Н. на получение компенсации за утраченное имущество,вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,расположенное по адресу:<адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Грибач М.Н. в список граждан на получение компенсации за утраченное имуществов размере <...> и направить данные списки в Управлениефедерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца.

Председательствующий                                                    Н.И.Сушкова