№2-1583/12 от 17.02.2012 г. - о признании права на досрочное назначение пенсии



Дело № 2-1583 (2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 февраля 2012 года Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего               Хроминой А.С.

при секретаре                                 Никеенко О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татариновой С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Советском районе городского округа города Брянска о признании права на досрочное назначение пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

Татаринова С.В. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет необходимый медицинский стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Однако органами УПФ необоснованно не включены в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью периоды ее работы: с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в должности <...> Брянской областной больницы №... и курсы усовершенствования: с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена" В связи с чем, истица просит признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью; включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью вышеуказанные периоды ее работы и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с "дата обезличена"

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г.Брянска Совершаева Н.И., руководитель юридической группы, исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у истицы 30-летнего стажа лечебной деятельности, также указала, что истица с "дата обезличена" является получателем пенсии по старости.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27); при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О, от 22 апреля 2010 г. № 520-О-О).

Определение того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Обеспечивая реализацию права граждан на досрочное назначение трудовой пенсии, Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленного ему полномочия Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения.

Аналогично реализовалось и право работников здравоохранения на пенсию за выслугу лет по ранее действовавшему законодательству (статьи 81 и 83 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"), которое также не предполагало включения в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работы в организациях здравоохранения, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066).

Согласно названному Списку и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449), при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в части, не урегулированной настоящими Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 (в ред. постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449).

При обращении истицы в УПФ РФ (ГУ) в Советском районе городского округа г.Брянска с заявлением о назначении досрочной пенсии ей было отказано включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее работы:

  • с "дата обезличена" по "дата обезличена" - в должности <...> Брянской областной больницы №..., так как согласно акту проверки №... от "дата обезличена" акушерский корпус в количестве 4 отделений (в том числе отделение новорожденных на 60 коек) был введен в эксплуатацию согласно приказу от "дата обезличена" №..., до этого времени проводились работы по подготовке к открытию;
  • с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена" - курсы усовершенствования, поскольку вышеуказанные периоды не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.

Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений представителя ответчика, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449) в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии засчитываются периоды работы в должности врача-специалиста всех наименований, осуществляющего врачебную деятельность в больницах всех наименований, родильных домах.

В силу п.3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в некоторых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан, которые пользовались таким правом по ранее действовавшему законодательству.

Судом установлено, что в соответствии с актом проверки №... от "дата обезличена" акушерский корпус в количестве 4 отделений (в том числе отделение новорожденных на 60 коек) был введен в эксплуатацию согласно приказу от "дата обезличена" №..., до этого времени проводились работы по подготовке к открытию.

Данное обстоятельство истицей не оспаривалось. Доводы истицы о том, что в указанный период она получала заработную плату, с которой производились соответствующие удержания, она занималась подготовкой корпуса к открытию, установкой и проверкой аппаратуры, не могут быть приняты во внимание.

Действующим законодательством предусмотрено назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим непосредственно лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В силу п.1 и п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г. (в ред. Постановления Правительства РФ 26.05.2009 N 449), наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусмотрено, что в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах усовершенствования и курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности. Учеба носит для медицинского работника вынужденный характер и является обязательным условием для качественного оказания медицинской помощи больным.

Из изложенного следует, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В связи с чем, периоды работы истицы: с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена" - курсы усовершенствования, подлежат включению в специальный стаж.

О сформировавшейся судебной практике свидетельствует правовая позиция, содержащаяся в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Обзоре судебной практике Верховного суда РФ. Правильное и единообразное толкование норм материального права имеет существенное значение при разрешении аналогичных споров судах, ориентирует на принятие судами законных решений, исключающих необоснованное взыскание денежных средств (пенсии) с государственных учреждений, финансируемых из бюджета.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 19 марта 2009 года N 309-О-О, от 25 февраля 2010 года N 163-О, согласно которой, основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности врачей, медицинских сестер применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П, о том, что внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, в том числе за гражданами, осуществляющими лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, установлено, что условия оплаты и характер работы истицы в спорные периоды соответствуют характеру работы, предусмотренной Списком, и дают ей право на льготное исчисление выслуги лет.

Не применение вышеуказанных норм создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо согласно требованиям ст.19 Конституции РФ, а также приводит к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение, что в свою очередь не соответствует требованиям ч.1 ст.39 Конституции РФ.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение. По смыслу ч.2 ст.39 Конституции РФ основным нормативным актом в системе пенсионного законодательства является Закон о трудовых пенсиях.

Суд полагает, что истица приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости, как лицо, осуществляющее лечебную деятельность по охране здоровья населения, поскольку стаж ее лечебной деятельности составляет 30 лет.

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

           

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Татариновой С.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в <адрес> городского округа <адрес> о признании права на досрочное назначение пенсии удовлетворить частично.

Включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, Татариновой С.В. периоды ее работы: с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена", с "дата обезличена" по "дата обезличена"

В удовлетворении остальной части исковых требований Татариновой С.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца.

Председательствующий                                                            А.С.Хромина