№2-1046/12 от 01.02.2012 г. - о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС



Дело № 2-1046 (12)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2012 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:              

председательствующего судьи                                                                 Позинской С.В.,

при секретаре                                                                                              Устинове К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Журавлевой Н.И. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Журавлева Н.И. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ей было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный ею Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки.

Просила суд признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать ответчиков включить её в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб. В обоснование требований, истец ссылается на то, что является собственником трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в зоне отселения.

Представитель истца Журавлевой Н.И. по доверенности - Семенов М.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования уточнил, просил суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество, обязать ответчиков включить её в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей за счет средств выделяемых для этих целей Брянской области и направить указанный список в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

Истец Журавлева Н.И. в судебном заседании поддержала уточненные заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель администрации Брянской области по доверенности Чикин Е.Н., представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Карпеченко А.П. в судебном заседании пояснили, что право истца на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не оспаривают, оно нашло свое подтверждение судебном заседании, по стоимости утраченного имущества, оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда. Ходатайств о назначении строительно-технической экспертизы не заявляли.

Представитель УФК по Брянской области в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом - судебными повестками с уведомлением, причина неявки суду не известна.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав истицу и ее представителя, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Журавлевой Н.И. на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, общей площадью <...> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (повторное, взамен свидетельства №... от "дата обезличена") от "дата обезличена" №....

        Данное имущество перешло в собственность истца на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от "дата обезличена", выданного нотариусом <...> нотариального округа ФИО1 "дата обезличена", реестровый номер №....

Согласно Свидетельства о праве на наследство по закону от "дата обезличена" наследницей имущества ФИО2, умершего "дата обезличена", является Украинцева Н.И., "дата обезличена" г.р. Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является наследственным имуществом.

Согласно свидетельства о заключении брака от "дата обезличена" №..., ФИО3 и Украинцева Н.П. заключили "дата обезличена" брак, после заключения брака жене присвоена фамилия - Журавлева.

         В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, территория <адрес> отнесена к зоне отселения.

Согласно справке ООО «<...> Расчетно-Информационный Центр» <...> участок от "дата обезличена" №... - в квартире <адрес> никто не зарегистрирован.

Судом установлено, что Журавлева Н.И. проживала на территории «зоны отселения» - <адрес> - с "дата обезличена" по "дата обезличена", что подтверждается удостоверением №... от "дата обезличена", а также справкой ООО «<...> Расчетно-Информационный Центр» <...> участок от "дата обезличена" №....

       С "дата обезличена" по настоящее время Журавлева Н.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортным данными истицы, справкой №... ОУФМС России по <...> по району <...>, выпиской из домовой книги №... дома <адрес> от "дата обезличена".

Кроме того, истица согласно представленной в судебное заседание справке ГУ №... по <...> и <...> области ПО <...> от "дата обезличена" действительно состоит на учете и получает пенсию по старости, как проживающая в зоне отселения до переселения.

Обстоятельств указывающих на злоупотребление правом Журавлевой Н.И. судом не установлено.

Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе Журавлевой Н.И. в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с несоответствием представленного Отчета об оценке имущества ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

          Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям.

В силу ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

         Таким образом, истец имеет право на получение компенсации независимо от места постоянного проживания.

Согласно выполненному оценщиком ФИО4 ООО <...> Отчету №... от "дата обезличена" «Об определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>», стоимость объекта оценки составляет <...>.

В судебном заседании, представитель истца по доверенности - Семенов М.Н. исковые требования уточнил, просил суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество, обязать ответчиков включить её в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей,исходя из стоимости одного квадратного метра жилья, за счет средств выделяемых для этих целей Брянской области и направить указанный список в Управление Федерального казначейства по Брянской области.

Истица против уточнения ее представителем исковых требований не возражала.

Право представителя истца - Семенова М.Н., на уменьшение размера исковых требований оговорено в доверенности, выданной ему Журавлевой Н.И. "дата обезличена".

Средняя стоимость одного квадратного метра квартиры составляет <...> руб., что примерно соответствует средним ценам на жилые помещения на территории Брянской области.

Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от "дата обезличена" истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный ею отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности» и стандартам оценки, а также ввиду завышенной оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области. При этом, какие конкретно нормы указанного закона нарушены при составлении отчета о рыночной стоимости утраченного имущества, принадлежащего истцу, в протоколе не содержится.

Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52).

Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости.

В силу ст.123 Конституции РФ и ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе.

В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истцом отчет об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчика, не могут быть приняты во внимание судом.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Журавлевой Н.И. о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении её в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению. Данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

       Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).

Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8).

Как следует из постановления Администрации Брянской области № 476 от 14.05.2010 года «О ликвидации управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области», постановлено ликвидировать указанное Управление, упразднив его в качестве исполнительного органа государственной власти Брянской области до 15.09.2010 года включительно, ликвидационной комиссии осуществить ликвидационные мероприятия и завершить ликвидацию согласно ст. 63 ГК РФ в приведенном порядке.

Согласно постановления Администрации Брянской области от 23.07.2010 года № 738 «О внесении изменений в Положение о департаменте по строительству Брянской области» с 26.07.2010 года департаменту по строительству Брянской области переданы функции Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Брянской области в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС; осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий, образованных при администрации Брянской области, по вопросам выплаты компенсаций за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021, признано утратившим силу постановление администрации области от 29.12.2006 года № 860 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Пунктами 2, 4 указанного постановления от 11.10.2010 года № 1021 департамент по строительству Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

Согласно постановлению Администрации Брянской области от 26.11.2010 г. № 1206 - Департамент по строительству Брянской области был переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.

В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Журавлевой Н.И. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - удовлетворить.

Признать за Журавлевой Н.И. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Журавлеву Н.И. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...> рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                           С.В. Позинская


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ