Дело № 2-2300(2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 марта 2012 года Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Галыгиной Е.А. при секретаре Аверкиной О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Володарского района города Брянска в защиту интересов Старовойтовой Е.А. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Володарского района г. Брянска обратился в защиту интересов Старовойтовой Е.А., ссылаясь на то, что Старовойтова Е.А., относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет. Распоряжением Володарской районной администрации г. Брянска №... от "дата обезличена" Старовойтова Е.А. принята на очередь на внеочередное предоставление жилья. Истец просит суд обязать Администрацию Брянской области предоставить Старовойтовой Е.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В судебном заседании представитель истца по доверенности в деле - помощник прокурора Володарского района г. Брянска Сидорова О.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. В судебном заседании соистец Старовойтова Е.А., "дата обезличена" года рождения, также поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить. Представитель ответчика - Брянской городской администрации, представитель третьего лица - Администрации Володарского района г. Брянска, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного заседания, не явились. Заявлений, ходатайств в адрес суда не поступало. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Старовойтова Е.А., "дата обезличена" г.р., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ст. 2 Закона Брянской области от 01.12.2011 N 124-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления муниципальных образований, обладающих в соответствии с Законом Брянской области от 9 марта 2005 года N 3-З "О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований в Брянской области" статусом городского округа, муниципального района, наделяются отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В соответствии со ст. 9 указанного закона органы местного самоуправления об осуществлении отдельных государственных полномочий представляют в администрацию Брянской области ежеквартально: данные о потребности в средствах, необходимых на реализацию переданных отдельных государственных полномочий; отчеты о произведенных расходах по переданным отдельным государственным полномочиям не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, и отчет за финансовый год не позднее 10 января, следующего за отчетным финансовым годом. Администрация Брянской области представляет в финансовое управление Брянской области отчеты о кассовых и фактических расходах по переданным отдельным государственным полномочиям в сроки и по формам, утвержденным финансовым управлением Брянской области. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов. Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с Постановлением администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена" Василькова Е.А. (Старовойтова), "дата обезличена" г.р., поставлена на учёт в Банк для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилья и нуждающихся в жилом помещении с "дата обезличена". Васильковой Е.А. после заключения брака присвоена фамилия - Старовойтова, что подтверждается свидетельством о заключении брака №... от "дата обезличена" В материалах дела имеется ходатайство администрации <...> района Брянской области №... от "дата обезличена", в соответствии с которым глава района просила администрацию Брянской области и администрацию г. Брянска рассмотреть вопрос о постановке на жилищный учёт Васильковой Е.А. по месту её фактического проживания, а именно: <адрес>. Согласно распоряжению Володарской районной администрации г. Брянска №... от "дата обезличена" Старовойтова Е.А., "дата обезличена" г.р. с "дата обезличена" признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на жилищный учёт на получение жилой площади по договору социального найма на очередь «внеочередного» выделения жилья с составом семьи 2 человека. Согласно уведомлению Управлению Росреестра по Брянской области №... от "дата обезличена" и №... от "дата обезличена" сведений о правах Старовойтовой Е.А. и ФИО соответственно на недвижимое имущество не имеется. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что Старовойтова Е.А., "дата обезличена" г.р., на полном государственном обеспечении не находится, собственного жилья не имеет. Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее. Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства. Согласно п.3 Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, утв. Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья. На основании изложенного суд находит исковые требования Прокурора Володарского района города Брянска в защиту интересов Старовойтовой Е.А. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма подлежащими удовлетворению, и считает необходимым обязать Брянскую городскую администрацию предоставить Старовойтовой Е.А. жилое помещение по договору социального найма в пределах <...>. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора Володарского района города Брянска в защиту интересов Старовойтовой Е.А. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Брянской городской администрации предоставить Старовойтовой Е.А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма в пределах <...>. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца. Судья Е.А. Галыгина