№2-249/11 от 20.05.2011 г. - о возложении обязанностей по приведению помещений индивидуального жилого дома в первоначальное до самовольной реконструкции состояние



Дело № 2 - 249 (11)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» мая 2011 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Сушковой Н.И.

при секретаре Левадной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к Пулину Н.А., ФИО о возложении обязанностей по приведению помещений индивидуального жилого дома в первоначальное до самовольной реконструкции состояние, использованию индивидуального жилого дома и земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением,

УСТАНОВИЛ:

Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к Пулину Н.А., ФИО о возложении обязанностей по приведению помещений индивидуального жилого дома "____" в первоначальное до самовольной реконструкции состояние, использованию индивидуального жилого дома и земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением.

В письменном заявлении на имя суда от 11 марта 2011 года истец свои требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил и просил суд возложить на ответчиков обязанность привести помещения индивидуального жилого дома "____" в первоначальное до самовольной реконструкции состояние и использовать помещения данного дома и земельного участка, на котором он расположен, в соответствии с их целевым назначением.

В судебном заседании представитель истца - Брянской городской администрации по доверенности Абрамов А.А., являющийся также представителем по доверенности третьего лица - Управления по строительству и развитию территории г.Брянска, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, с учетом последних уточнений и просил суд их удовлетворить.

Ответчик Пулин Н.А., являющийся также законным представителем несовершеннолетней ФИО., исковые требования не признал в полном объеме и просил суд в иске отказать.

Представитель ответчика по доверенности - Алфимов Н.П. исковые требования с учетом уточнений в интересах своего доверителя не признал и просил в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Государственной жилищной инспекции Брянской области по доверенности Рязанцев В.В. исковые требования с учетом уточнений поддержал.

Представитель третьего лица - Управления по благоустройству и экологии г.Брянска по доверенности Грибун И.В. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что индивидуальное домовладение расположено на территории памятника природы Верхний и Нижний Судки и на строительство в этой зоне требуется проведение экологической экспертизы.

Представитель третьего лица - Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации по доверенности Поздняков А.В. исковые требования подержал в полном объеме.

Ответчица ФИО., представители третьих лиц: Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, Инспекции государственного строительного надзора Брянской области, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств о переносе дела слушанием, не заявляли. Судебное извещение, направленное в адрес ФИО., возвратилось с отметкой за истечением срока хранения.

В соответствии с ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.

Суд, с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчицы и третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что собственниками жилого дома "____" являются Пулин Н.А., "дата" г.рождения (61/100 доля в праве) и ФИО, "дата" г.рождения (39/100 долей в праве, запись о регистрации права сделана "дата"), что подтверждается справкой Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о содержании правоустанавливающих документов №... от "дата" (л.д.97).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии №... от "дата" Пулин Н.А. является собственником земельного участка (назначение: земли поселений, площадью ... кв.м.), расположенного по адресу: "____", кадастровый №....

Данный участок приобретен ответчиком Пулиным Н.А. по договору                 купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от "дата", акту передачи земельного участка от "дата".

Таким образом, по своему целевому назначению, указанный дом является жилым и земельный участок, на котором расположен дом, отнесен к категории земель «земли поселений» - для эксплуатации индивидуального жилого дома. Кроме того, данный земельный участок объявлен памятником природы областного значения, в связи с чем, Пулиным Н.А. "дата" было подписано охранное обязательство на государственные памятники природы областного значения.

В то же время, согласно акту комиссионного обследования по выявлению фактов самовольного строительства на земельном участке "____" от "дата", на земельном участке "____" без получения в установленном порядке разрешения на строительство, то есть самовольно, ведутся работы по реконструкции части дома (произведен демонтаж стен и осуществляются работы по изменению конструкции крыши); на момент проверки часть помещений индивидуального жилого дома используется под офисы, то есть земельный участок используется не в соответствии с разрешенным видом.

Согласно ч.2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим её лицом либо за его счёт.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ документом, подтверждающим право застройщика на строительство, является разрешение на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

Обязанность получения разрешения на строительство предусмотрена также ст.3 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

Между тем, возведение пристройки и создание новых помещений в здании, произведено без получения разрешения на производство строительно-монтажных работ, в отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации, на не отведенном для этих целей земельном участке, что следует из акта проверки земельного законодательства Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от "дата" года, повторного акта проверки земельного законодательства Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от "дата" года, материалов о привлечении Пулина Н.А. к административной ответственности. Доказательств обратного, суду не представлено. Направленные в адрес ответчика уведомления об устранении нарушений земельного законодательства, до настоящего времени в добровольном порядке, исполнены не были.

Согласно правоустанавливающим документам спорный объект недвижимости является жилым помещением, а доказательства его перевода в нежилое в порядке, определяемом жилищным законодательством, в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.

Факт использования спорных объектов, ответчиком не оспаривается.

Так, сохранение самовольных строений в пределах городов и иных поселений, независимо от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физических или юридических лиц) находится земельный участок, на котором возведено самовольное строение, - нарушает права и законные интересы органов государственной власти и местного самоуправления, к компетенции которых относится обеспечение соблюдения таких установленных ст.2 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 года № 190-ФЗ основных принципов законодательства о градостроительной деятельности (связанные с публично-правовым, а не частноправовым регулированием), как:

- устойчивое развитие территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

- сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;

- осуществление строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки;

- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;

- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;

- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;

- осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Сохранение самовольных строений в пределах городов и иных поселений, независимо от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физических или юридических лиц) находится земельный участок, на котором возведено самовольное строение, нарушает права и законные интересы органов государственной власти и местного самоуправления, к компетенции которых относится в т.ч.:

- градостроительная деятельность, под которой согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства;

- обеспечение устойчивого развития территорий, под которым согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

- подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

- утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

- утверждение правил землепользования и застройки поселений;

- утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории;

- выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

- принятие решений о развитии застроенных территорий.

Учитывая, что сохранение самовольной реконструкции дома "____" нарушает законные интересы Брянской городской администрации и, принимая      во внимание обстоятельства данного дела, суд находит требования истца о возложении обязанностей по приведению помещений индивидуального жилого дома в первоначальное до самовольной реконструкции состояние, использованию индивидуального жилого дома и земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением, основанными на требованиях закона и подлежащими удовлетворению.

Суд не усматривает невозможности исполнения данного судебного акта, поскольку снос самовольной постройки должен быть осуществлен путем приведения спорного объекта - жилого дома по адресу"____" в первоначальное состояние, предшествующее нарушению права.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчиков в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей в равных долях.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Брянской городской администрации к Пулину Н.А., ФИО о возложении обязанностей по приведению помещений индивидуального жилого дома в первоначальное до самовольной реконструкции состояние, использованию индивидуального жилого дома и земельного участка в соответствии с установленным целевым назначением - удовлетворить.

Обязать Пулина Н.А., являющегося также законным представителем несовершеннолетней ФИО привести               объект - жилой дом по адресу: "____" в первоначальное состояние, предшествующее моменту реконструкции, путем возведения демонтированных стен и демонтажа крыши в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу данного решения.

Взыскать с Пулина Н.А. в доход государства госпошлину в размере 100 рублей.

Взыскать с ФИО в доход государства госпошлину в размере 100 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд через районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий                                                              Н.И.Сушкова