№2-791/12 от 16.05.2012 г. - о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество



Дело № 2 - 791 (2012)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«16» мая 2012 года

Советский районный суд г.Брянска в составе:

председательствующего судьи Сушковой Н.И.

при секретаре Ясенковой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демченко С.Е. к администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсаций за утраченное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество, в связи с завышением оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области и несоответствия отчета закону РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; не соответствия отчета действующим Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256; не выполнения оценщиком требований Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» - пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 254. Демченко С.Е. просит признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рубля. В обоснование заявленных требований, истица ссылается на то, что является собственником домовладения <адрес>, расположенного в зоне проживания с правом на отселение. Истица мотивирует свои требования также и тем, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании истица Демченко С.Е. исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила и просила признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать администрацию Брянской области включить её в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей в соответствие с выводами, изложенными в экспертном заключении Брянской торгово-промышленной палаты №... от <дата> (л.д.139-201), сделанными экспертами при применении сравнительного подхода.

Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области Карпеченко А.П., действующий по доверенности, по существу иска против удовлетворения требований не возражал, пояснив, что право истицы на получение компенсации не оспаривает, однако полагает, что при определении стоимости утраченного имущества необходимо применять затратный подход, так как гражданам по смыслу закона должна возмещаться стоимость утраченного имущества, то есть затраты, которые они понесли в связи с приобретением или строительством имущества. Кроме того, в случае удовлетворении иска, представитель ответчика просил указать в решении суда на прекращение права собственности Демченко С.Е. на сдаваемое ею имущество после получения истицей компенсацииза данное имущество.

Третье лицо - Демченко В.В. исковые требования Демченко С.Е. поддержал и просил суд их удовлетворить, пояснив, что не возражает против отчуждения его супругой Демченко С.Е. выше названного недвижимого имущества, приобретенного в период брака, и отказывается от денежной компенсации в 1/2 доли за утраченное имущество.

Представители ответчиков - Администрации Брянской области, Управления федерального казначейства по Брянской области, представители третьих лиц - Министерства финансов РФ, Клинцовской городской администрации Брянской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства (в деле имеются почтовые уведомления о вручении судебных повесток), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств о переносе дела слушанием, не заявляли.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей указанных ответчиков и третьих лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии №... от <дата>, Демченко С.Е.является собственником жилого дома <адрес> (л.д.210). Кроме того, в собственности Демченко С.Е. находится земельный участок, расположенный по тому же адресу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии №... от <дата> (л.д.211).

Данное имущество перешло в собственность истицы на основании решения исполнительного комитета <...> городского Совета народных депутатов от <дата> №....

Согласно справке от 25.07.2011 года, выданной ООО «Жилкомсервис» г.<...> Брянской области, в доме <адрес>, никто не зарегистрирован и никто не проживает (л.д.29).

Указанное домовладение, как утраченное имущество, в связи с выплатой компенсации по Чернобыльской программе, ранее не сдавалось, что подтверждается справкой <...> городской администрации Брянской области №... от <дата> (л.д.233).

Из материалов дела усматривается, что Демченко С.Е. в период с 26.04.1986 г. по 17.05.2011 г. была зарегистрирована и проживала в <адрес>). В соответствие с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года за № 1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» г.<...> Брянской области относится к зоне проживания с правом на отселение. Данный факт подтверждается справкой №... от <дата> (л.д.28).

Согласно справке №... от <дата>, выданной Объединенным ТСЖ г.<...> Брянской области, Демченко С.Е. с 30.05.2011 года и по настоящее время проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес> (относится к статусу чистой зоны по радиоактивной загрязненности), <адрес> (л.д.10). Из пояснений истицы следует, что жена собственника квартиры <адрес> приходится родной сестрой мужу истицы. Факты, изложенные истицей в своих пояснениях, подтверждаются свидетельством о рождении серии №... (л.д.204), свидетельством о браке серии №... от <дата> (л.д.205), свидетельством о рождении серии №... (л.д.228), свидетельством о государственной регистрации права серии №... на кв. <адрес> (л.д.234).

Фактический выезд истицы из радиоактивной зоны также подтверждается: паспортными данными (л.д.16-25), удостоверением выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение серии АК №..., выданным <дата> Департаментом строительства и архитектуры Брянской области (л.д.26), материалом проверки МО МВД России «<...>», в котором содержится рапорт УУП МО МВД России «<...>» ФИО1 (л.д.131), справкой УПФР в г.<...> Брянской области        №... от <дата> (л.д.229), согласно которой ежемесячная денежная выплата пенсии прекращена с 01.06.2011 года, в связи с выбытием в чистую зону; справкой УПФР в <...> муниципальном районе Брянской области №... от <дата> (л.д.232) о том, что Демченко С.Е. является получателем пенсии по старости с <дата>.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 года № 237 Р и постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 года № 1582, территория г.<...> Брянской области отнесена к зоне проживания с правом на отселение.

В силу ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.

Согласно п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ от 15.05.91 года № 1244-1) гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения гарантируются... в том числе, компенсация материального ущерба, в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания.

Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п.2 названные Правила распространяются на граждан, указанных в п.6 и п.11 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктом 5 Правил на Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате или об отказе в выплате компенсации. В силу п.6 Правил обязанность по формированию списка граждан на получение компенсации возложено на Орган исполнительной власти субъекта РФ, который представляет список в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

       Постановлением администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021 на Департамент по строительству Брянской области возложена обязанность по организации работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Таким образом, судом установлено, что Демченко С.Е. относится к категории лиц, имеющих право на получение компенсации за утраченное имущество.

Согласно отчёту об оценке недвижимости №... об оценке рыночной стоимости жилого дома от <дата>, составленному оценщиком ФИО2, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет <...> рубль (л.д.31-117).

Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от <дата> (л.д.12), истице отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, в связи с завышением оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области и несоответствия отчёта закону РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; не соответствия отчета действующим Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 256; не выполнения оценщиком требований Федерального стандарта оценки № 3 «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» - пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 года № 254.

В соответствии со ст.12 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или судебном порядке, не установлено иное.

В связи с тем, что у суда возникли сомнения в правильности определения стоимости имущества истицы оценщиком ФИО2, определением Советского районного суда г.Брянска от 29.11.2011 года была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено Брянской торгово-промышленной палате. Как следует из экспертного заключения №... от <дата> (л.д.139-201) стоимость имущества определялась экспертами с помощью двух подходов: сравнительного и затратного. Рыночная стоимость объекта недвижимости, рассчитанная с помощью затратного подхода, составляет <...> руб., а рассчитанная с помощью сравнительного подхода составляет <...> рублей.

Из смысла Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам должна возмещаться стоимость утраченного имущества, то есть их затраты, которые они понесли, в связи с приобретением (строительством) недвижимости, которые составляют их ущерб, в связи с необходимостью выезда из зараженной зоны и невозможностью перевести строение на новое место жительства.

Иное толкование данного закона привело бы к злоупотреблению граждан своим правом и неосновательному обогащению.

Это не противоречит и статье 6 Федерального стандарта оценки "ЦЕЛЬ ОЦЕНКИ И ВИДЫ СТОИМОСТИ (ФСО N 2)" (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 509), согласно которой под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, такие как: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; цена сделки представляет разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было.

Кроме того, нормы п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусматривают компенсацию стоимости земельного участка, поэтому включение в стоимость утраченного имущества стоимости земельного участка привело бы к нецелевому использованию бюджетных средств.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что при определении размера компенсации за утраченное истицей имущество за основу следует взять сумму, определенную экспертами Брянской торгово-промышленной палаты с применениемзатратного метода, с исключением из стоимости имущества стоимости земельного участка. Таким образом, размер компенсации за утраченное истицей имущество составляет <...> рублей (<...>).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования Демченко С.Е. на получение компенсации за утраченное имущество подлежат частичному удовлетворению в размере <...>, данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат.

Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба,        в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7).

Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8).

Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8).

В силу ч.4 Постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года     № 1021 выплата денежной компенсации материального ущерба, в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых Департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области.

Постановлением администрации Брянской области от 26.11.2010 года № 1206 Департамент по строительству с 25.02.2011 года переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области.

В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество.

В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество, истица обязана сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истицей компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество, прекращается.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ по правилам распределения судебных расходов, понесенных сторонами, в связи с рассмотрением дела, суд присуждает возместить стороне, в пользу которой состоялось решение суда все понесенные по делу судебные расходы с другой стороны.

Однако, на основании ст.333.36 НК РФ (в ред. от 07.03.2011 г.) суд не взыскивает с ответчиков судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Демченко С.Е. - удовлетворить.

Признать за Демченко С.Е. право на получение компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Демченко С.Е. в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей и направить данные списки в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства данных выплат.

После получения Демченко С.Е. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, её право собственности на данное имущество, прекращается.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                               Н.И.Сушкова