Дело №2-4366(12) РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 июля 2012 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего судьи Артюховой Э.В. при секретаре Екимова О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марченкова В.В. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, УСТАНОВИЛ: Марченков В.В. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ему было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. Просил суд признать за собой право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать ответчиков включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб. В обоснование требований, истец ссылается на то, что является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, в зоне отселения. Истец Марченков В.В. в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица. Представитель истца Марченкова В.В. по доверенности - Гусейнов Ф.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования и просил суд признать за истцом право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать ответчиков включить его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб.. Представитель администрации Брянской области по доверенности Чикин Е.Н., в судебном заседании пояснил, что право истца на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не оспаривают, оно нашло свое подтверждение судебном заседании, по стоимости утраченного имущества, оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда. Ходатайств о назначении строительно-технической экспертизы не заявляли. Представитель УФК по Брянской области, представитель Замишевского сельской администрации Новозыбковского района Брянской области в судебное заседание не явились. Суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что Марченко В.В. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> №.... Данное имущество перешло в собственность истца на основании договора дарения квартиры от <дата>. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997г. №1582, территория <адрес> отнесена к зоне проживания с правом на отселение. Судом установлено, что Марченков В.В. проживал на территории «зоны отселение» - с <дата> по <дата>, что подтверждается справкой сельской администрацией Замишевского сельского поселения, Новозыбковского района Брянской области от <дата> №... и справкой администрации <...> №... от <дата> В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, территория <адрес>, где расположено имущество, отнесены к зоне отселения. Согласно справке сельской администрацией Замишевского сельского поселения, Новозыбковского района Брянской области от <дата> №... - в квартире по адресу: <адрес> никто не зарегистрирован и не проживает. Данные обстоятельства подтверждаются материалами проверки отдела полиции МО МВД России <...> из которого следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, никто не проживает. С <дата> по настоящее время Марченков В.В. зарегистрирован, и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортным данными истца, материалами проверки отдела полиции МО МВД России <...> из которого следует, что Марченков В.В. и его семья в настоящее время проживает по месту регистрации, данные обстоятельства так же справкой администрации <...> подтверждаются справкой ОСЗ <...> р-н Брянской области от <дата> №... о том, что ежемесячная денежная компенсация гражданам, постоянно проживающим на территории зоны, подвергшейся радиационному воздействию вследствие аварии на ЧАЭС согласно ст.18 ФЗ №1244-1 от 15.05.1991г « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в настоящее время Марченкову В.В. не выплачивается и на учете не стоит. Кроме того, данный факт подтверждается трудовым договором №... от <дата> заключенный истцом с <...> сельской администрацией <...> района Брянской области. Обстоятельств указывающих на злоупотребление правом Марченковым В.В. судом не установлено. Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе Марченкову В.В. в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с несоответствием представленного Отчета об оценке имущества ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям. В силу ст.22 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» - «Возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы), гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона. Согласно п.4 ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона (эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития) гарантируется компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя: стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства; стоимость всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, а также утраченных садово-ягодных насаждений, посевов. Граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно выполненному оценщиком ФИО отчету по определению рыночной стоимости имущества с учетом степени радиоактивного загрязнения №... от <дата>, жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, стоимость объекта оценки составляет <...> рублей. Средняя стоимость одного квадратного метра жилого дома составляет <...> руб., что примерно соответствует средним ценам на жилые помещения на территории Брянской области. Согласно выписки из протокола №... заседания комиссии администрации области по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС от <дата> истцу отказано в выплате компенсации за утраченное имущество на том основании, что представленный им отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ РФ «Об оценочной деятельности» и стандартам оценки, а также ввиду завышенной оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области. При этом, какие конкретно нормы указанного закона нарушены при составлении отчета о рыночной стоимости утраченного имущества, принадлежащего истице, в протоколе не содержится. Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе. В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истцом отчет об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчика, не могут быть приняты во внимание судом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Марченкова В.В. о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении его в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> рублей подлежат удовлетворению. Данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат. Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7). Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8). Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8). Как следует из постановления Администрации Брянской области № 476 от 14.05.2010 года «О ликвидации управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области», постановлено ликвидировать указанное Управление, упразднив его в качестве исполнительного органа государственной власти Брянской области до 15.09.2010 года включительно, ликвидационной комиссии осуществить ликвидационные мероприятия и завершить ликвидацию согласно ст. 63 ГК РФ в приведенном порядке. Согласно постановления Администрации Брянской области от 23.07.2010 года № 738 «О внесении изменений в Положение о департаменте по строительству Брянской области» с 26.07.2010 года департаменту по строительству Брянской области переданы функции Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Брянской области в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС; осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий, образованных при администрации Брянской области, по вопросам выплаты компенсаций за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 1 постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021, признано утратившим силу постановление администрации области от 29.12.2006 года № 860 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктами 2, 4 указанного постановления от 11.10.2010 года № 1021 департамент по строительству Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области. Согласно постановлению Администрации Брянской области от 26.11.2010 г. № 1206 - Департамент по строительству Брянской области был переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество. В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества. В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Марченкова В.В. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - удовлетворить. Признать за Марченковым В.В. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес> Обязать администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить в списки граждан Марченкова В.В. на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...> рублей. После получения Марченкова В.В. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес> размере <...> рублей, его право собственности на имущество, расположенное по адресу:, <адрес> прекращается. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Советского районного суда г. Брянска Артюхова Э.В.