№2-4701/12 от 31.07.2012 г. - о понуждении к совершению действий



                                                                                                            Дело № 2-4701 (2012)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 июля 2012 года Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи                          Сухоруковой Л.В.

при секретаре                                                       Чемодуровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Бежицкого района г. Брянска в защиту интересов Анохиной К.Э. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Бежицкого района г. Брянска обратился в суд в защиту интересов Анохиной К.Э., ссылаясь на то, что в прокуратуру Бежицкого района города Брянска поступило заявление от гражданки Анохиной К.Э. о защите ее жилищных прав. Распоряжением <...> районной администрации №... от <дата> (на основании решения жилищной комиссии районной администрации от <дата> №...) Анохина К.Э. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с <дата> под номером №... с составом семьи 1 человек.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ Анохиной К.Э., как относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Согласно «Обзору законодательства и судебной практики ВС РФ за квартал 2007 года», утвержденного Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 07.11.2007 года, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение граждан в какую-либо очередь. Жилищным Кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. До настоящего времени Анохина К.Э. жильем не обеспечена. В связи чем, прокурор Бежицкого района просит суд обязать администрацию Брянской области вне очереди предоставить Анохиной К.Э. жилое помещение по договору социального найма.

В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца судом производилась замена ненадлежащего ответчика администрации Брянской области на надлежащего ответчика Брянскую городскую администрацию.

Представитель истца - Прокурора Бежицкого района г.Брянска, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещены надлежаще, причина не явки суду не сообщена. Ходатайств об отложении дела слушанием не заявлено.

Анохина К.Э. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель Брянской городской администрации Кузнецов А.А. в судебном заседании не признал заявленные требования.

Представитель третьего лица Администрации Брянской области Черникова С.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что субъектом РФ переданы органам местного самоуправления полномочия в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также выделено финансирование на указанные цели.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие прокурора, надлежаще уведомленного о месте и времени слушания дела, выступающего в защиту интересов Анохиной К.Э по её заявлению.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета. Срок предоставления государственной услуги по обеспечению жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа составляет не более 180 дней.

Согласно постановлению администрации Брянской области от 20.11.2008г. № 1071 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Обеспечение жилым помещением детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», государственная услуга по улучшению жилищных условий детей- сирот оказывается за счет средств областного и федерального бюджета.

Постановлением администрации Брянской области № 889 от 09.11.2007 года утвержден «Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения», который определяет механизм и условия приобретения и предоставления по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, за счет средств областного и федерального бюджетов.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Согласно пункта 3 Порядка, жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения или ранее имевшим закрепленное жилое помещение, но утраченное или признанное в установленном порядке непригодным для проживания в связи с наличием любого из следующих обстоятельств: в результате стихийного бедствия, сноса дома, разрушения (угроза разрушения, аварийное состояние) дома или его части, а также несоответствия общей площади закрепленного жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении, учетной норме площади, установленной органом местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Брянской области на жилищном учете в органах местного самоуправления, без учета состава семьи, однократно, по месту регистрации на территории Брянской области, согласно очередности в сводном областном списке детей-сирот, не имеющих закрепленного жилья.

Судом установлено, что распоряжением <...> районной администрации №... от <дата> (на основании решения жилищной комиссии районной администрации от <дата> №... Анохина К.Э. поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с <дата> под номером №... с составом семьи 1 человек.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ Анохиной К.Э. как относящейся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантировано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Анохина К.Э. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу <адрес>, принадлежащим на праве собственности ее попечителю ФИО. Иные жилые помещения за Анохиной К.Э. не закреплены. Анохина К.Э не находится на государственном обеспечении.

Оценивая обоснованность заявленных требований, суд принимает во внимание следующее.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с последующими изменениями) определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнесено установление основ федеральной политики в интересах детей, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации - реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с со ст. 2 Закона Брянской области № 124-З от 02.12.2011 года «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа», введенного в действие на территории Брянской области с 01 января 2012 года, вышеназванные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы от органа исполнительной власти субъекта РФ к органам местного самоуправления, обладающим статусом городского округа и муниципального района.

На территории Брянской области и города Брянска муниципальным образованием, обладающим статусом городского округа, является муниципальное образование «Город Брянск».

Согласно ст. 24 и ч. 1 ст. 44 Устава города Брянска, Брянская городская администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области.

В силу статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма может быть предоставлено жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

На основании изложенного суд находит исковые требования прокурора Бежицкого района г.Брянска в интересах Анохиной К.Э. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Бежицкого района города Брянска в защиту интересов Анохиной К.Э. к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Брянской городской администрации предоставить Анохиной К.Э. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                  Л.В. Сухорукова