Дело № 2-6115 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2012 года Советский районный суд г.Брянска в составе: председательствующего Позинской С.В. при секретаре Моськиной О.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шкляренко А.Е. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Управлению федерального казначейства по Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, У С Т А Н О В И Л: Шкляренко А.Е. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что решением Комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС ей было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный им Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки. Просила суд признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС и обязать ответчиков включить ее в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб. В обоснование требований, истец ссылается на то, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в зоне отселения. Представитель истца Шкляренко А.Е. по доверенности - Пиреев П.П. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить. Представитель Администрации Брянской области по доверенности Ивкин И.Н., в судебном заседании пояснил, что право истца на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС не оспаривает, оно нашло свое подтверждение судебном заседании, считал необходимым исключить из стоимости оценки два забора, два навеса и пристройку к бане, которые не относится к хозяйственным постройкам и следовательно не могут быть включены в состав стоимости компенсации за утраченное имущество в силу Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Ходатайств о назначении строительно-технической экспертизы не заявлял. Истец Шкляренко А.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области, представители третьих лиц - УФК по Брянской области, Тростаньская сельская администрация Новозыбковского района Брянской области в судебное заседание не явились. О дне, времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом - судебными повестками с уведомлением, причина неявки суду не известна. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу п.6 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственный постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевести его на новое место жительства. Согласно абз.2 ст. 17 названного Закона граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации, а также стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости указанных строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Компенсация за имущество лицам, которые не выезжали из радиоактивной зоны, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена. Под новым местом жительства по смыслу статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" следует понимать территорию, не подвергшуюся радиоактивному загрязнению. Таким образом, закон для получения компенсации за имущество предполагает необходимость фактического выезда в "чистую" зону. <дата> Комиссией по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было принято решение об отказе Шкляренко А.Е. в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с несоответствием представленного Отчета об оценке имущества ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Суд полагает отказ в выплате компенсации за утраченное имущество неправомерным по следующим основаниям. Судом установлено, что Шкляренко А.Е. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м., а также земельный участок по указанном адресу, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> №..., от <дата> №..., от <дата> №.... Данное имущество перешло в собственность истца на основании Договора дарения от <дата> № б/н, дата регистрации <дата>, №..., регистрационного удостоверения от <дата> №..., Договора на передачу квартир (комнат), домов в собственность граждан от <дата> №..., соглашения об установлении долей в праве общей совместной собственности от <дата>. Судом установлено, что указанный договор был заключен между ФИО1, ФИО2 и ФИО1 (дарители) и Шкляренко А.Е. (одаряемая), которые по отношению друг к другу являются мужем и детьми и женой и матерью соответственно. В свою очередь, дарителям указанное домовладение принадлежало на основании Договора на передачу квартиры в собственность от <дата>. В материалах дела имеется также Договор реального раздела надворных построек от <дата>. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, территория <адрес>, на территории которого расположено сдаваемое домовладение, отнесена к зоне отселения. Согласно справке Тростанской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области от <дата> №... - в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, никто не зарегистрирован и не проживает. Согласно сведениям о регистрации, содержащимся в паспорте Шкляренко А.Е., проживала в указанном жилом доме с <дата> по <дата>. Судом установлено, что Шкляренко А.Е. проживала на территории «зоны отселения» - <адрес> - с <дата> по <дата>, что подтверждается справкой Тростанской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, удостоверением выехавшей добровольно из зоны отселения, №..., выданное <дата>, а также материалом проверки Межведомственного отдела МВД <...>, согласно которому в сдаваемом домовладении истец не проживает. С <дата> по настоящее время Шкляренко А.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортным данными истца, справкой администрацией <...> Брянской области от <дата> №..., договором найма жилого помещения от <дата>, а также материалом проверки отделением полиции МО МВД России <...>, согласно которому Шкляренко А.Е. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Обстоятельств указывающих на злоупотребление правом Шкляренко А.Е. судом не установлено. Согласно выполненному оценщиком ФИО3 ООО <...> Отчету №... от <дата> об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>», стоимость объекта оценки составляет <...> рублей. При этом стоимость домовладения без учета хозяйственных построек составляет <...> руб. Средняя стоимость одного квадратного метра жилого дома составляет <...> руб., что примерно соответствует средним ценам на жилые помещения на территории Брянской области. Вместе с тем, в Отчете №... от <дата> об оценке рыночной стоимости домовладения, расположенного по адресу: <адрес>» указано, что в объект оценки входят также два забора, два навеса и пристройка к бане. Оценщиком, при проведении оценки указанного домовладения, определена стоимость заборов - <...> руб. и <...> руб.соответственно, стоимость пристройки к бане - <...> руб., два навеса - <...> руб. и <...> руб. соответственно. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает право граждан на компенсацию стоимости утраченного имущества. Таким образом, в стоимость оценки вошли два забора, два навеса и пристройка к бане, которые не относятся к хозяйственным постройкам, а значит не могут быть включены в состав стоимости компенсации за утраченное имущество в силу Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Таким образом, суд считает, что Шкляренко А.Е., имеет право на получение компенсации за утраченное имущество в размере <адрес>. Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол №... от <дата>) Шкляренко А.Е. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с завышением оценки имущества, исходя из средней стоимости 1 квадратного метра жилья на территории Брянской области; несоответствия Отчета ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» (ФСО №1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 256; не выполнения оценщиком требований ФСО №3 «Требования к отчету об оценке» пункт 4 раздела II «Требования к составлению отчета об оценке», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. № 254. Согласно Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст.ст.17 и 18, ч.ч. 1 и 2 ст.46, ст.52). Из приведенных конституционных положений во взаимосвязи со ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод следует, что правосудие как таковое должно обеспечитесь эффективное восстановление в правах и отвечать требованиям справедливости. В силу ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Исходя из этих конституционных положений, ст.56 ГПК РФ определяет обязанности сторон и суда в состязательном процессе. В соответствии со ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не представлено никаких доказательств в обоснование того, что представленный истцом отчет об оценке не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ». Не подтвержденные доказательствами утверждения ответчика, не могут быть приняты во внимание судом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Шкляренко А.Е. о признании права на получение компенсации за утраченное имущество и включении ее в Список граждан на получение компенсации за утраченное имущество подлежат частичному удовлетворению. Данные списки подлежат направлению в Управление федерального казначейства по Брянской области для производства соответствующих выплат. Согласно п.6 Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв.Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 869, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список граждан на получение компенсации, который подписывается руководителем этого органа, заверяется печатью и представляется в соответствующий территориальный орган Федерального казначейства. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по выплате гражданам компенсации осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели Министерству финансов Российской Федерации в федеральном бюджете на соответствующий год (п.7). Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке вносит соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета, предусматривающие передачу бюджетных ассигнований от Министерства финансов Российской Федерации Федеральному казначейству для их перечисления территориальным органам Федерального казначейства (абз.1 п.8). Территориальные органы Федерального казначейства производят перечисление средств федерального бюджета на основании представленной им информации на выплату компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств, отраженных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом территориальному органу Федерального казначейства, в организации федеральной почтовой связи, которые в установленном порядке уведомляют получателей компенсации о поступивших на их имя средствах и осуществляют их выплату (абз.2 п.8). Как следует из постановления Администрации Брянской области № 476 от 14.05.2010 года «О ликвидации управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области», постановлено ликвидировать указанное Управление, упразднив его в качестве исполнительного органа государственной власти Брянской области до 15.09.2010 года включительно, ликвидационной комиссии осуществить ликвидационные мероприятия и завершить ликвидацию согласно ст. 63 ГК РФ в приведенном порядке. Согласно постановления Администрации Брянской области от 23.07.2010 года № 738 «О внесении изменений в Положение о департаменте по строительству Брянской области» с 26.07.2010 года департаменту по строительству Брянской области переданы функции Управления по проблемам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Брянской области в сфере защиты населения и реабилитации территорий, подвергшихся радиационному воздействию, в том числе, осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Брянской области в сфере социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на Чернобыльской АЭС; осуществление организационно-технического обеспечения деятельности комиссий, образованных при администрации Брянской области, по вопросам выплаты компенсаций за утраченное имущество, расположенное на радиоактивно загрязненной территории, и иным вопросам в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; организация работы по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В соответствии с п. 1 постановления администрации Брянской области от 11.10.2010 года № 1021, признано утратившим силу постановление администрации области от 29.12.2006 года № 860 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 года № 869 «Об утверждении Правил выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и о стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности при определении стоимости строений и имущества с учетом степени их радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Пунктами 2, 4 указанного постановления от 11.10.2010 года № 1021 департамент по строительству Брянской области определен органом исполнительной власти Брянской области, организующим работу по выплате гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Выплата денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляется на основе списков, представляемых департаментом по строительству Брянской области и утверждаемых распоряжением администрации области. Согласно постановлению Администрации Брянской области от 26.11.2010 г. № 1206 - Департамент по строительству Брянской области был переименован в Департамент строительства и архитектуры Брянской области. В соответствии с п.1 раздела 3 Порядка оприходования, учета и использования строений, поступивших от граждан в связи с выездом из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утв. Постановлением администрации Брянской области №224 от 23 июня 1998 года (в ред. Постановлений администрации Брянской области от 15.04.2004 N 241, от 26.07.2004 N 399) утраченное гражданами имущество принимается под охрану сельскими, поселковыми, городскими администрациями после получения гражданами компенсации за это имущество. В связи с изложенным, при вынесении решения по делу, суд считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества. В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шкляренко А.Е. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - удовлетворить частично. Признать за Шкляренко А.Е. право на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС, расположенное по адресу: <адрес>. Обязать администрацию Брянской области, Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить Шкляренко А.Е. в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере <...> рублей. После получения Шкляренко А.Е. компенсации за утраченное имущество, расположенное по адресу: <адрес>, в размере <...> рублей, ееправо собственности на имущество, расположенное по адресу: <адрес>, прекращается. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий С.В. Позинская