Дело № 2-5119 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 августа 2012 года Советский районный суд гор. Брянска в составе: председательствующего судьи Галыгиной Е.А., при секретаре Машуровой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немыкина В.Г. к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о понуждении выдать субсидию на приобретение жилого помещения, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, У С Т А Н О В И Л : Немыкин В.Г. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он стоит в очереди на получение жилого помещения с <дата>, проживает с матерью и братом в однокомнатной квартире площадью <...> кв. м. Однако, Департамент строительства и архитектуры Брянской области отказывает ему в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, что он считает незаконным. В судебном заседании Немыкин В.Г. иск поддержал и просил удовлетворить. Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области Кургузова Е.Б. иск не признала, ссылаясь на то, что субсидия на приобретение жилого помещения, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом, не может быть выдана Немыкину В.Г., т.к. он не представил обязательство об освобождении жилого помещения, занимаемого им по договору социального найма. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2003 года № 153 (далее Правила) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. В силу п.2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Согласно п.п. «е» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". По делу установлено, что истец относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, добровольно выехал из зоны отселения в <дата>, что подтверждается удостоверением №..., выданным <дата>. По заявлению Немыкина В.Г. от <дата> он поставлен на жилищный учет в <...> районной администрации гор. Брянска на основании постановления №... от <дата> на состав семьи 1 человек на льготную очередь. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Немыкин В.Г. на основании п.7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на получение государственного жилищного сертификата с целью улучшения жилищных условий. Истец выразил согласие на улучшение жилищных условий путем получения субсидии на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, что подтверждается его заявлениями от <дата> и от <дата>. В настоящее время Немыкин В.Г. проживает в однокомнатной квартире по адресу: <адрес> вместе с матерью ФИО1 и братом ФИО2, что следует из поквартирной карточки на указанную квартиру Письмом ответчика №... от <дата> Немыкину В.Г. отказано в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, на том основании, что он не представил обязательство по сдаче им и членами его семьи жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. При проверке законности и обоснованности отказа истцу в выдаче субсидии на приобретение жилого помещения, суд приходит к следующему. В соответствии с п.44 Правил для получения сертификата гражданин - участник из числа лиц, указанных п.п. «е» п. 5 Правил подпрограммы представляет следующие документы: а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5; б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи; е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации); ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил. Согласно п.п. «б» и «в» п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения (п. «б»); гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (п. «в»). Таким образом, указанная норма Правил применяется при расчете размера социальной выплаты на гражданина и членов его семьи, занимающих жилое помещение по договору социального найма. Вместе с тем, как указано выше, Немыкин В.Г. состоит в очереди на предоставление жилого помещения составом семьи один человек, т.е. без учета лиц, проживающих с ним в одном жилом помещении по договору социального найма. Соответственно, у этих лиц отсутствует обязанность по освобождению жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, т.е. обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения истец по независящим от него причинам представить не может, т.к. не является единственным нанимателем. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ Немыкину В.Г. в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с не предоставлением им обязательства по освобождению жилого помещения, занимаемого по договору социального найма иными лицами, у которых обязанность по освобождению этого жилого помещения отсутствует, нельзя признать законным. Таким отказом нарушается право истца на улучшение жилищных условий, которое гарантируется ему Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В связи с этим суд признает заявленное Немыкиным В.Г. требование обоснованным и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области выдать Немыкину В.Г. субсидию на приобретение жилого помещения, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, на состав семьи один человек без предоставления обязательства об освобождении жилого помещения, занимаемого по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца. Судья Е.А. Галыгина