Дело № 2- 4981 (2012) Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2 августа 2012 года г.Брянск Советский районный суд гор. Брянска в составе: председательствующего судьи Шматковой О.В., при секретаре Емельяновой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миненок Р.П. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество, У С Т А Н О В И Л : Миненок Р.П. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на отказ комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в выплате компенсации за утраченное имущество в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, завышена оценка имущества, просила признать утраченным имуществом дом <адрес>; признать за ней право на получение компенсации за утраченное имущество и обязать ответчиков включить ее в список граждан на получение компенсации за утраченное имущество в размере <...> руб. В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что она, ее супруг Миненок Д.П., несовершеннолетние дети - ФИО1, <дата> г.р., и ФИО2, <дата> г.р., являются собственниками дома <адрес> (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности), расположенного в зоне отселения. Истец мотивирует свои требования также и тем, что непосредственно подпадает под действие Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В судебное заседание Миненок Р.П., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, <дата> г.р., и ФИО2, <дата> г.р., третье лицо Миненок Д.П. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Интересы истца в суде представлял по доверенности Савостьянок Н.В., который заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить. Представитель Департамента строительства и архитектуры Брянской области по доверенности Карпеченко А.П. в судебном заседании иск не признал, ссылаясь на то, что ранее за спорное домовладение в <дата> выплачивалась компенсация, согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» повторная выплата компенсации за одно и то же имущество не предусмотрена. Представители Администрации Брянской области, Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Брянской области, Рожновской сельской администрации, ООО «Агентство недвижимости «Интехгарант» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582 территория <адрес> отнесена к зоне отселения. В силу п.6 части 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития. В соответствии со ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.6 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе (п.4) компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственный постройки и другие), домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевести его на новое место жительства. Согласно абз.2 ст. 17 названного Закона граждане, имеющие дачи, садовые домики и другие строения, а также плодово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и граждане, получившие в этих зонах имущество в порядке наследования либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, получают компенсацию их стоимости в соответствии с настоящим пунктом независимо от места их постоянного проживания. Порядок выплаты компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации. Стоимость указанных строений и имущества определяется в соответствии с федеральными стандартами оценки, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. Постановлением Правительства РФ №869 от 29 декабря 2004 года утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В силу п. 2 Правил выплата компенсации, включающей в себя стоимость строений (жилые дома, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки и другие), а также стоимость домашнего имущества, степень радиоактивного загрязнения которого не позволяет перевезти его на новое место жительства, всех видов сельскохозяйственных животных, подлежащих вынужденному убою, и утраченных садово-ягодных насаждений, посевов, производится гражданам, указанным в пп.6 и 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов граждан на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (протокол №... от <дата>) Миненок Р.П. отказано в выплате компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с тем, что представленный Отчет об оценке имущества не соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и стандартам оценки, завышена оценка имущества. Согласно Отчету №... по определению рыночной стоимости имущества по адресу: <адрес>, составленному ООО «Агентство недвижимости «Интехгарант», рыночная стоимость имущества составляет <...> руб. Судом установлено, что Миненок Р.П., ее супруг Миненок Д.П., несовершеннолетние дети - ФИО1, <дата> г.р., и ФИО2, <дата> г.р., являются собственниками дома <адрес> (по 1/4 доли в праве общей долевой собственности), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <дата> Спорный дом получен семьей Миненок безвозмездно на территории, уже имевшей статус зоны радиоактивного загрязнения, в собственность по договору на передачу дома в собственность граждан (приватизации) от <дата>, перед этим был заключен договор социального найма семьей истца и поселковой администрацией в <дата>, указанное домовладение было предоставлено из жилищного фонда в пользование семье истца, как нуждающимся с целью улучшения жилищных условий. Однако, исходя из материалов дела, семья Миненок уже в <дата> выехала в чистую зону, а в <дата> истцом были поданы документы в комиссию администрации Брянской области для выплаты компенсации за утраченное имущество. Как следует из материалов дела, истец проживала в зоне радиоактивного загрязнения по другому адресу: <адрес>. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что получение спорного домовладения в собственность семьей истца было осуществлено не для улучшения жилищных условий и в дальнейшем проживания в нем. Исходя из совокупности действий истца, суд приходит к выводу, что они направлены исключительно на получение из средств федерального бюджета компенсационной выплаты, предусмотренной п. 4 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что является злоупотреблением правом. В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. В силу ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. Кроме того, согласно ответу Рожновской сельской администрации Клинцовского района за домовладение <адрес> ранее уже выплачивалась компенсация как за утраченное имущество. Повторная выплата компенсации за одно и то же имущество, расположенное в радиоактивной зоне, Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не предусмотрена. Поскольку судом установлен факт злоупотребления правом со стороны истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Миненок Р.П. к Администрации Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о признании права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включении в списки граждан на получение компенсации за утраченное имущество - отказать. Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд гор. Брянска в течение одного месяца. Судья Шматкова О.В.