Дело № 2-599 (2011)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 года Советский районный суд г.Брянска в составе:
Председательствующего судьи Сухоруковой Л.В.,
При секретаре Чемодуровой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района города Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Брянские коммунальные системы» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Брянска обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г.Брянска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства, установлено, что на территории района действует 55 источников теплоснабжения находящихся на балансе ОАО «Брянские коммунальные системы». При этом установлено, что не все котельные обеспечены резервными источниками питания. Согласно информации представленной ОАО «Брянские коммунальные системы» резервные источники питания отсутствуют на котельных расположенных по адресу "____".
Ссылаясь на требования ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 2 Федерального закона «О противодействию терроризму», п.п.113,114 Постановления Правительства РФ №530 от 31.08.2006 года (в ред. от 28.06.2008 года) «Об утверждении правил функционирования розничных рынков эклектической энергией в переходный период», прокурор указал, что отсутствие резервного источника энергоснабжения на вышеуказанных котельных в случае наступления аварийной или чрезвычайной ситуации может привести к серьезным последствиям. Могут быть нарушены права граждан на пользование теплом, водоснабжением в полном объеме, вследствие чего возникает угроза их жизни, здоровью, имуществу.
В случае аварийной ситуации из-за отсутствия резервных источников питания на вышеуказанных котельных могут быть нарушены конституционные права нанимателей и собственников жилых помещений, которые производят оплату за коммунальные услуги в полном объеме. Требуемый уровень безопасности людей не обеспечен, в связи с чем, прокурор просил суд обязать ОАО «Брянские коммунальные системы» приобрести и установить на котельных расположенных по следующим адресам "____", аварийные источники электроэнергии.
В судебном заседании помощник прокурора Крючков А.В. поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представители ОАО «Брянские коммунальные системы» Чуйко А.А., Шкарупа В.А. в судебном заседании не признали заявленные требования, по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Представитель ОАО «Брянская сбытовая компания» Жадовец Д.Н., в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просил суд их удовлетворить.
Представитель Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Брянской области Ильичева Л.А. исковые требования поддержала, полагая их подлежащими удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской федерации, муниципальных образований.
Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального Закона «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особо общественное значение.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района г.Брянска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства, регулирующего деятельность объектов жилищно-коммунального хозяйства, выявлено, что не все котельные на территории района обеспечены резервными источниками питания электроприемников. Согласно информации, представленной ОАО «Брянские коммунальные системы», резервные источники питания отсутствуют на котельных расположенных по адресу "____" "____".
По мнению прокурора, на указанных объектах должен быть проложен второй кабель, находящийся под постоянным напряжением от отдельного источника электропитания (подключен второй ввод), или установлен резервный генератор.
В соответствии со ст.14 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года № 68 - ФЗ организации обязаны, в том числе планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.
Между ОАО «Брянские коммунальные системы» и ОАО «Брянская сбытовая компания» в соответствии со ст. 540 ГК РФ был заключен договор энергоснабжения №.../БГО от Д.М.Г.. Согласно Приложения №... к указанному договору котельные расположенные по адресам "____", удовлетворяют требованиям надежности электроснабжения электроприемников 3 категории.
В соответствии с п. 1.5.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 года № 6, система управления электрохозяйством потребителя электрической энергией является составной частью управления энергохозяйством, интегрированной в систему управления потребителя в целом, и должна обеспечивать: оперативное развитие схемы электроснабжения потребителя для удовлетворения его потребностей в электроэнергии; повышение надежности, безопасности и безаварийной работы оборудования; контроль за техническим состоянием собственных электроустановок и эксплуатацией собственных источников электрической энергии.
Исходя из пункта 113 Постановления Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» в договорах оказания услуг по передаче электрической энергии и энергоснабжения определяется категория надежности снабжения потребителя электрической энергией (далее - категория надежности), обусловливающая содержание обязательств по обеспечению надежности снабжения электрической энергией соответствующего потребителя, в том числе: допустимое число часов отключения в год, не связанного с неисполнением потребителем обязательств по соответствующим договорам и их расторжением, а также с обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих, энергосбытовых и сетевых организаций и иных субъектов электроэнергетики перед потребителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договоров; срок восстановления энергоснабжения.
Первой категорией надежности предусматривается необходимость обеспечения беспрерывного режима работы энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб.
Условиями второй категории надежности предусматривается необходимость обеспечения надежного функционирования энергопринимающих устройств, перерыв снабжения электрической энергией которых приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства.
Энергоснабжение потребителей, не отнесенных к первой или второй категориям надежности, осуществляется по третьей категории надежности.
Для первой и второй категорий надежности допустимое число часов отключения в год и сроки восстановления энергоснабжения определяются сторонами в зависимости от конкретных параметров схемы электроснабжения, наличия резервных источников питания и особенностей технологического процесса потребителя, но не могут быть более соответствующих величин, предусмотренных для третьей категории надежности.
Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления энергоснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с федеральным органом исполнительной власти по государственному энергетическому надзору.
Резервный источник снабжения электрической энергией в случае, если условием договора о первой или второй категории надежности предусмотрено его наличие, устанавливается потребителем и поддерживается в состоянии готовности к использованию при возникновении отключений или введении ограничения потребления электрической энергии. В случае невыполнения потребителем указанного требования, резервный источник снабжения электрической энергией устанавливается и обслуживается сетевой организацией за счет соответствующего потребителя, а в случае возникновения отключений подачи электрической энергии вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей, до установки такого резервного источника сетевая организация не несет ответственности за нарушение условия о категории надежности по договору.
В случае если по договору энергоснабжения, иным договорам предусмотрены обязательства гарантирующего поставщика (электросбытовой организации) урегулировать отношения, связанные с перерывами электрической энергии и оперативно-диспетчерским управлением, гарантирующий поставщик (электросбытовая организация), несет ответственность перед потребителем за неисполнение (ненадлежащее исполнение) соответствующих обязательств по указанному договору. В том числе за действия (бездействия) лиц, на которых было возложено их исполнение.
Вышеуказанные котельные относятся к электроприемникам 3-ей категории надежности, имеют один ввод.
Исходя из смысла и требований пунктов 1.1.1., 1.2.17-1.2.19 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года № 204 (вместе с Правилами устройства электроустановок. Издание седьмое. Раздел 1. Общие правила. Главы 1.1, 1.2, 1.7, 1.9 Раздел 7 Электрооборудование специальных установок. Главы 7.5, 7.6, 7.10), Правила устройства электроустановок (ПУЭ), на которые ссылается сторона истца, распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе, на специальные электроустановки в разд. 7 Правил. Требования настоящих Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если её модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
По отношению к реконструируемым электроустановкам требования настоящих Правил распространяются лишь на реконструируемую часть электроустановок.
Приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии, в данном случае, в тепловую энергию для нужд потребителя.
Электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышает 1 суток.
Таким образом, указанные ПУЭ и СНиП II-35-76, СНиП 41-02-2003 должны соблюдаться при проектировании новых и реконструкции старых котельных установок.
Судом принимаются во внимание доводы представителя Ростехнадзора, что все котельные установки, в силу нормативных требований по надежности отпуска тепла, должны отвечать 1 и 2 категории надежности.
Вместе с тем, как усматривается из представленных ответчиком письменных доказательств, все котельные, являющиеся предметом спора, имеют года постройки и ввода в эксплуатацию с 1958 года по 1978 год, проектная документация на них не сохранилась, так как котельные передавались ответчику от сторонних организаций, у которых они ранее находились на балансе.
Как усматривается из договора аренды №... от Д.М.Г. ОАО «Брянские коммунальные системы» не является собственником указанных котельных, предприятие проводит на котельных только текущий и капитальный ремонт оборудования в пределах средств, включенных в тариф. Устройство вторых вводов (независимого резервирующего источника питания), относится к новому строительству и в тариф не включается.
В соответствии с п. 2.5.5. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), помещения, в которых расположены газорегуляторные установки (ГРУ), а также отдельно стоящие и пристроенные ГРП И ГРПБ должны отвечать требованиям для помещений категории А. Материал полов, устройство окон и дверей помещений регуляторных залов должны исключать образование искр.
Все котельные ОАО «Брянские коммунальные системы» газовые и в каждой из них находится ГРУ. Приводом для резервного источника генератора служит двигатель внутреннего сгорания, который не исключает возникновения искр при пуске и работе. В связи с чем, суд соглашается с доводами ответчика о том, что размещение генератора, как резервного источника электроэнергии, в помещении котельной недопустимо.
Как указал представитель ответчика в ОП «Тепловые сети» ОАО «Брянские коммунальные системы» имеется передвижной дизель-генератор АД-100Т400-1РМЗ-100 квт, который, при аварийных ситуациях, доставляется к котельной и при работе располагается вне помещений котельной. Данное обстоятельство истцом, третьим лицом не оспаривалось.
Учитывая приведенные требования федерального закона и подзаконных нормативных актов, изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанные требования закона не содержат императивных норм, обязывающих ответчика (ОАО «Брянские коммунальные системы») приобрести и установить резервные источники электроэнергии на указанных в исковых заявлениях объектах - в котельные установки по указанным адресам.
При рассмотрении дела суду не представлено доказательств того, что перерыв в электроснабжении указанных котельных влечет за собой опасность для жизни либо здоровья людей или значительный материальный ущерб, и что отсутствие аварийного источника резервного электрического питания (второго ввода) в указанных котельных нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц (граждан, организаций, предприятий).
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Советского района города Брянска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Брянские коммунальные системы» о понуждении к совершению действий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова