о признании права собственности на земельный участок



2-3182/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2010 г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы в составе:

председательствующего судьи Власюк С.Я.,

при секретаре Шакировой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина АА к Администрации Городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью Номер обезличен кв.м., кадастровый номер: Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ...,

УСТАНОВИЛ:

Кузьмин А.А. обратился в Советский районный суд г. Уфы с иском к Администрации Городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый номер: Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ...,, по следующим основаниям.

Указанное домовладение принадлежит мне на основании Договора купли-продажи Номер обезличен от Дата обезличена г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер обезличен Номер обезличен.

Дарителями объекта недвижимости по названному Договору выступили Б. и Х..

... доли в праве общей долевой собственности на дом принадлежали Б. на основании Договора дарения, реестровый Номер обезличен от Дата обезличена г., удостоверенного государственным нотариусом г. Уфы государственной нотариальной конторы Башкирской АССР Ш.

... доли в праве общей долевой собственности на дом принадлежали Х. на основании Свидетельства о праве на наследство по закону, реестровый Номер обезличен от Дата обезличена г., удостоверенного нотариусом Второй Уфимской государственной нотариальной конторы РБ А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена г., выданного ГУ ФРС по РБ.

Исходя из имеющихся у истца документов, в частности Кадастрового паспорта здания от Дата обезличена г. данный жилой дом был введен в эксплуатацию в Дата обезличена г. Впоследствии право собственности переходило к различным физическим лицам.

Изначально объектом отчуждения по всем видам правопреемства было целое домовладение, состоящее из жилого бревенчатого дома, надворных построек, находящееся в ..., по ... под Номер обезличен и расположенное на земельном участке площадью ... кв.м.».

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ).

Во-первых, возникновение права собственности у первого правообладателя имело место до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР».

Во-вторых, земельный участок находился в фактическом пользовании его правообладателей с расположенными на нем домом и надворными постройками как минимум с 1919 г.

Таким образом, на правоотношения, возникшие между указанными сторонами сделок и участниками иного вида правопреемства (например, наследования), распространяется действие ч. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что, в свою очередь, указывает на возникновение у меня права бесплатно приобрести право собственности на данный земельный участок в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.

Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» предусмотрены случаи предоставления земельного участка в собственность граждан. Так, согласно абз.3 п. 9.1 ст.3 указанного Закона, граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в названном пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

Все изложенные нормы дают право истцу, как лицу, к которому, как сказано в законе, «по иному основанию перешло право собственности» на дом (в данном случае это - купля-продажа дома), бесплатно приобрести право собственности на спорный земельный участок.

В судебном заседании представитель истца Зиамбетова А.М., исковые требования поддержала полностью.

Представитель Администрации Городского округа г. Уфа, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания Дата обезличена г., что подтверждается почтовым уведомлением, на заседание не явился. В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, не представившего ходатайств и заявлений об отложении дела, либо о его рассмотрении в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит, что иск Кузьмина А.А. подлежит удовлетворению.

Согласно части 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в приведенной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган, в том числе, местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Таким образом, нормы ЗК РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.

Истец Дата обезличена г. обратился в Администрацию городского округа город Уфа РБ с просьбой о предоставлении спорного земельного участка в собственность. Почтовая квитанция, подтверждающая такое обращение с описью вложения была представлена суду на обозрение, копия приобщена. При этом Кузьминым А.А. к указанному заявлению были приложены все необходимые документы согласно Перечню, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 30 октября 2007 г. № 370 «Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения».

Муниципальное учреждение «Земельное агентство» городского округа город Уфа РБ Письмом Номер обезличен от Дата обезличена г. отказало Кузьмину А.А. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.

Отказ выразился в истребовании муниципальным органом дополнительных документов у истца, которые не предусмотрены упомянутым перечнем.

Частью 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ).

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте 9.1. ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Таким образом, из указанных выше норм права следует, что и истец, будучи лицом, к которому, как сказано в законе, «по иному основанию перешло право собственности» на имеет право на бесплатное приобретение права собственности на спорный земельный участок.

Согласно абз.3 п. 9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 статьи земельный участок является один из следующих документов:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Как указано в исковом заявлении требуя признать право собственности на земельный участок, истец, в первую очередь, ссылается как на основание на. Исходя из смысла ч. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не обязательно наличие у граждан какого-либо документа, устанавливающего или удостоверяющего права этих граждан не земельные участки.

Из этого можно сделать вывод, что если бы истец обратилась в регистрирующий орган, а не в суд, то, поскольку у нее нет какого-либо документа на земельный участок, регистрирующий орган имел бы абсолютно законное основание отказать в регистрации права собственности ввиду отсутствия подобного документа.

В то же время одним из оснований обращения истца в суд является ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая эти конституционные положения, а также положения ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, истец вправе предъявить иск к органу местного самоуправления - Администрации городского округа город Уфа - о правах на спорный земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузьмина АА удовлетворить.

Признать право собственности на земельный участок площадью ... кв.м., за кадастровым номером Номер обезличен, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., дом. ..., за Кузьминым АА.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.

Судья Власюк С.Я.

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...