о признании права собственности в порядке приватизации



№ 2- 4451/2010Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

... 13 октября 2010 г. г. Уфа

Советсткий районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Давыдова С.А.,

при секретаре Саметовой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сулеймановой В.Ю. к Открытому акционерному обществу «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» о признании права собственности в порядке приватизации,

у с т а н о в и л :

Сулейманова В.Ю. обратилась в суд с иском к ОАО «УХБК» о признании права собственности в порядке приватизации, указав в обоснование иска, что истица обратилась в администрацию ОАО «УХБК» с письмом о возможности приватизации жилой комнаты. Администрация ОАО «УХБК» ответила письменно, что приватизация жильцами их комнат невозможна. Истица считает, что ее права на приватизацию нарушены. Сулейманова В.Ю. проживает в комнате № с ДД.ММ.ГГГГ. Комната была предоставлена истице как работнику Уфимского хлопчатобумажного комбината. Ранее истица право на приватизацию не использовала. Просит признать право собственности за Сулеймановой В.Ю. на комнату №, <адрес> в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца Валинурова Р.М. (доверенность в деле) иск поддержала, просила удовлетворить, пояснила суду, что истица право на приватизацию не использовала., повторила доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОАО «УХБК» в суд не явился, надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела судебными повестками. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Выслушав представителя истицы, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 673 Гражданского кодекса Российской Федерации объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

Статьей 62 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Предметом договора социального найма не могут быть помещения непригодные для постоянного проживания граждан, неизолированное жилое помещение, подсобные помещения, а также общее имущество многоквартирного дома.

Статья 15 ЖК РФ гласит, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Согласно ст. 6 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения.

В соответствии со ст. 6 Закона «О приватизации жилого фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Ст. 11 вышеуказанного закона предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела общежитие, расположенное по адресу: <адрес> находится в собственности ОАО «УХБК», согласно свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписки из протокола № конференции трудового коллектива ГУ УХБК от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе реорганизации УХБК в Акционерное общество открытого типа, постановлено приватизировать общежития по <адрес>

В силу ст. 407 ЖК РСФСР и ст. 1 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 г. «Об основах федеральной политики», действующей в период спорных отношений, общежитие относится к жилищному фонду.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона РФ № 1531-1 от 03.07.1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», действие данного закона не распространяется на объекты жилищного фонда.

Порядок приватизации жилищного фонда регулируется ст. 18 Закона РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г. «О приватизации жилищного фонда РФ» и ст. 9 Закона РФ № 4218-1 от 24.12.1992 г. «Об основах федеральной политики», которым установлен запрет на внесение жилищного фонда в уставной капитал.

В соответствии с Постановлением Верховного совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 г. не зависимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность.

Таким образом, спорный объект, относящийся к жилищному фонду, в данном случае не подлежал приватизации, в связи с чем, сделка приватизации в части включения здания общежития в уставной капитал общества ОАО «УХБК» является ничтожной.

Поскольку сделка приватизации названного объекта, не соответствующая законодательству о приватизации, действующему в период ее совершения, является ничтожной, является ничтожной и последующая сделка, совершенная с этим объектом, то есть является недействительной и зарегистрированное на основании такой сделки право собственности общества на незаконно переданный ему объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 г. № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в ст. 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.

Согласно решения Коллегии государственного комитета РБ по управлению государственным имуществом № 208 от 03.09.1997 г. ГУ Уфимский хлопчатобумажный комбинат преобразовано в ОАО «Уфимский хлопчатобумажный комбинат».

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента РФ от 26 марта 2003 г. № 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с действующим Указом Президента РФ от 10 января 1993 г. № 8 до передачи таких объектов в муниципальную собственность они признавались находящимися в ведении администрации по месту расположения объектов. Спорный объект жилого фонда в силу положений действующего постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 был отнесен к объектам муниципальной собственности.

Пунктом 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020 жилищный и нежилищный фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.

Согласно ст.7 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» № 189-ФЗ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и использовались в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в <адрес> зарегистрированы по месту жительства Сулейманова В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ.

Право на приватизацию Сулеймановой В.Ю. не использовано, что подтверждается фактом регистрации истицы с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

В преамбуле Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Пункты 5 и 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гласят, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как исходя из смысла преамбулы и ст.ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Суд считает, что неисполнение требований закона в части передачи здания общежития в муниципальную собственность не может ограничивать права граждан, проживающих в данном общежитии по сравнению с правами граждан проживающих в зданиях общежитий государственных или муниципальных предприятий и переданных в ведение органов местного самоуправления, на отношения пользования которыми в соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, и которые в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» вправе приобрести их в собственность.

Суд считает, что истица была вправе избрать такой способ защиты своего права, как признание права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования о признании права собственности в порядке приватизации Сулеймановой В.Ю. на жилое помещение - комнату № <адрес> подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд ...

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сулеймановой В.Ю. к Открытому акционерному обществу «Уфимский хлопчатобумажный комбинат» о признании права собственности в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за Сулеймановой В.Ю. право собственности на комнату № в <адрес> в порядке приватизации.

Данное решение суда является основанием для регистрации права собственности в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес> за Сулеймановой В.Ю..

Решение может быть обжаловано, в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья С.А. Давыдов