о восстановлении на работе



Дело № 2-3088/2010РешениеИменем Российской Федерации

26 октября 2010г. г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

Председательствующего судьи Науширбановой З.А.

с участием помощника прокурора <адрес> Никитиной М.Н.

адвоката Альмухаметова Р.Г. по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ

представителя Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> Закирьяновой Л.М. по доверенности № от 03.-03.2010г.

при секретаре Шайхуллиной Л.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Валиева М.Ф. к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула

У С Т А Н О В И Л:

Валиев М.Ф. обратился в суд с иском к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, указав в обосновании иска, что с ДД.ММ.ГГГГ он был принят на работу в Группу технического надзора по содержанию и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> РБ на должность ведущего инженера. Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников, однако считает увольнение незаконным. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ он был извещен работодателем о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата работников, с данным уведомлением ознакомился ДД.ММ.ГГГГ, в уведомлении было указано, что вакансии отсутствуют. При вручении уведомления работодатель обещал трудоустроить его во вновь созданное предприятие МУП «Служба заказчика и технического надзора по благоустройству городского округа <адрес> РБ». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у него был период временной нетрудоспособности в связи с болезнью. ДД.ММ.ГГГГ ему вручили трудовую книжку, копию приказа об увольнении ему не вручили. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работодатель не предложил ни одной вакантной должности, нахождение его на листке нетрудоспособности не является препятствием предоставления вакантных должностей работодателем. Работодателем не учтено, что на его содержании находятся двое нетрудоспособных членов семьи: В. - его супруга, которой установлена инвалидность второй группы, В. - мать (1 группа инвалидности).

В судебном заседании Валиев М.Ф., его адвокат Альмухаметов Р.Г. исковые требования поддержали, просили удовлетворить. Валиев М.Ф. в судебном заседании пояснил, что он не только в суд обратился с иском о восстановлении на работе, также обратился к Прокурору РБ Хуртину С.А. с заявлением о принятии мер к работодателю, допускающему нарушение трудового законодательства. По его заявлению Прокуратурой <адрес> проведена проверка. Проверкой было установлено, что приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен с предприятия в связи с сокращением численности работников предприятия и данное увольнение является незаконным. Приказом и.о. начальника УКХиБ от ДД.ММ.ГГГГ в производственно - технический отдел УКХиБ на должность ведущего специалиста принят П. в связи с наличием вакантной должности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Управлении появилась вакантная должность, которая в нарушений требований закона не была ему предложена. При этом ведущему специалисту производственно технического отдела УКХиБ достаточно иметь среднее образование, следовательно данную вакантную должность должны были предложить ему - Валиеву М.Ф., однако был принят на данную должность П. Кроме вакантной должности, которую замещает П. имелись и другие вакантные должности, а именно: должность ведущего специалиста по кадрам, которую в настоящее время замещает К., должность специалиста отдела капитального строительства.

В судебном заседании представитель ответчика Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> Закирьянова Л.М. по доверенности № от 03.-03.2010г. исковые требования не признала и пояснила, что в связи с прокурорской проверкой отдельные пункты 5.5.5. и 5.5.6 Положения об Управлении коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> не соответствуют закону, в связи с данным обстоятельством, во исполнения Протеста Прокурора <адрес> № «Положение об УКХ и Б Администрации городского округа <адрес>» внесены изменения, а именно структурные подразделения УКХ и Б - Инспекция по контролю за содержанием и охраной зеленых насаждений и лесов на территории городского округа <адрес> РБ и Группа технического надзора по содержанию и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства городского округа <адрес> сокращены, данных структурных подразделений нет в штатном расписании УКХ и Б. Изменение штатного расписания УКХ и Б привело к сокращению численности работников с передачей Списка из 38 человек в ГУ «Центр занятости населения <адрес>», в данный список вошел Валиев М.Ф. На время действия уведомлений о сокращении, врученных ДД.ММ.ГГГГ всем 38 работникам, в УКХ и Б Администрации <адрес> поступили гарантийные письма руководителя вновь созданного МУП «Служба заказчика и технического надзора по благоустройству» ГО <адрес> РБ о приеме на работу переводом 33 работников из сокращаемых 38. Приняты переводом во вновь созданное предприятие 33 сокращаемых работника, остальные не были приняты на работу, в том числе и Валиев М.Ф. Доводы Валиева М.Ф. о том, что ему не были предложены вакантные должности являются несостоятельными, поскольку вакантные должности, соответствующие его квалификации отсутствовали. Должности, которые замещают П. и К., не могли быть предложены В., поскольку в соответствии с законом и по должностным инструкциям для замещения данных должностей требуется высшее образование, у В. имеется средне - специальное образование. Также К. проходила конкурс на замещение должности ведущего специалиста по кадрам.

Выслушав стороны, адвоката со стороны истца, заключение прокурора Никитиной М.Н., полагавшей, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.

Приказом №к от ДД.ММ.ГГГГ Валиев М.Ф. принят ведущим инженером группы технического надзора по содержанию и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода из Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации <адрес> в Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес>. (л.д…)

В Администрацию ГО <адрес> внесен протест прокуратуры <адрес> №д-2009 от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что в соответствии с п.5.5.5 Положения об Управлении коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО <адрес>, что содержание Инспекции по контролю за использованием, содержанием, охраной и воспроизводством зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа <адрес> осуществляется за счет сборов по восстановительной стоимости зеленых насаждений. Пунктом 5.5.6 этого же Положения предусмотрено, что содержание группы технического надзора по содержанию и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства ГО <адрес> осуществляется за счет отчислений на технический надзор об объеме работ по капитальному ремонту, благоустройству и текущему содержанию объектов внешнего благоустройства. Вышеуказанные пункты Положения не соответствуют ст.34 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой финансирование органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета. Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> создано при Администрации ГО <адрес>, следовательно финансирование УКХиБ должно осуществляться за счет местного бюджета. (л.д….)

Во исполнении вышеуказанного протеста Прокурора <адрес> начальником Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации ГО <адрес> вынесен приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о приведении структуры Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> РБ (далее УКХ и Б) в соответствие с изменением Положения об УКХиБ и исключении пунктов 5.5.5 и 5.5.6. и сокращении с ДД.ММ.ГГГГ численности работников группы технического надзора и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства и инспекции по контролю за использованием, содержанием, охраной и воспроизводством зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа <адрес>. Уведомить работников группы технического надзора и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства и инспекции по контролю за использованием, содержанием, охраной и воспроизводством зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа <адрес> о предстоящем увольнении в соответствии с ТК РФ по прилагаемому списку. Предоставить утвержденный список работников в ГУ Центр занятости населения <адрес>. (л.д……)

ДД.ММ.ГГГГ Валиев М.Ф. предупрежден о сокращении численности работников Группы технического надзора и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства и инспекции по контролю за использованием, содержанием, охраной и воспроизводством зеленых насаждений, расположенных на территории городского округа <адрес> и о предстоящем увольнении.

Судом установлено материалами дела - штатными расписаниями и замещениями должностей по штатным расписаниям за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был уволен Б. - ведущий специалист производственно - технического отдела УКХ и Б и на данную должность принят П. ДД.ММ.ГГГГ Д. - ведущий специалист, ответственный за ведение кадровой работы, исполнение законодательства по муниципальной службе и делопроизводства уволена ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ данная должность была вакантна. В настоящее время данную должность замещает К.

Данные вакантные должности не были предложены Валиеву М.Ф. работодателем.

Ведущий специалист производственно - технического отдела УКХ и Б и ведущий специалист по кадрам УКХ и Б относятся к должностям муниципальной службы по следующим основаниям.

Согласно Положению об УКХ и Б, УКХ и Б создано на основании решения Совета городского округа <адрес> РБ является функциональным подразделением Администрации городского округа <адрес>, подчиняется главе Администрации и его заместителю по вопросам городского хозяйства, осуществляет деятельность в области коммунального хозяйства и внешнего благоустройства. Управление является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном финансовом управлении Минфин РБ. Деятельность управления финансируется из бюджета городского округа <адрес> РБ в соответствии со сметой доходов и расходов и планами финансирования, утвержденными Администрацией. Администрация ГО <адрес> в лице КУМС наделяет Управление имуществом на праве оперативного управления. (л.д…..)

В самом штатном расписании УКХ и Б указано, что вышеуказанные должности относятся к должностям муниципальной службы.

В соответствии со ст.16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»

1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В соответствии со ст.8 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» 1. Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

2. Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.7 Закона РБ «О муниципальной службе в <адрес>» - Типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы.

1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Для замещения должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования:

1) по высшим должностям муниципальной службы (5-я группа):

высшее профессиональное образование;

стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 6 лет или стаж работы по специальности не менее 7 лет;

(в ред. Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-з)

2) по главным должностям муниципальной службы (4-я группа):

высшее профессиональное образование;

стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 4 лет или стаж работы по специальности не менее 5 лет;

(в ред. Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-з)

3) по ведущим должностям муниципальной службы (3-я группа):

высшее профессиональное образование;

стаж государственной и (или) муниципальной службы не менее 2 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет;

(в ред. Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 158-з)

В соответствии со ст.9 ФЗ «О муниципальной службе» 1. Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Таким образом, согласно требованиям вышеуказанных законов, для замещения вакантных должностей ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б и ведущего специалиста по кадрам УКХ и Б требуется высшее профессиональное образование.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Валиев М.Ф. не имеет высшее профессиональное образование, поскольку в материалах личного дела имеется копия диплома об окончании автотранспортного техникума, следовательно он имеет средне - техническое образование.

П., который был принят на вакантную должность ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б, имеет высшее образование по квалификации экономист по специальности «информационные системы в экономике». (л.д….)

До приема на работу в УКХ и Б на должность ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б П. работал в ОАО «Газ - сервис» в должности начальника отдела управления имуществом с 2005г. Следовательно П. соответствовал квалификационным требованиям для замещения данной должности, имеет высшее образование и соответствующий стаж работы по данной профессии. (л.д….)

К., которая была принята на вакантную должность ведущего специалиста по кадрам, имеет высшее образование, окончила Уфимский авиационный институт по специальности автоматизированные системы обработки информации и управления и Башкирскую академию государственной службы и управления при Президенте РБ по программе «Проблемы совершенствования управления персоналом в жилищно- коммунальном хозяйстве. С 1995г. работала инженером по кадрам и делопроизводству в Министерстве жилищно - коммунального хозяйства РБ. (л.д…)

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» Конкурс на замещение должности муниципальной службы

1. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

2. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования.

3. Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

К. прошла конкурс на замещение должности ведущего специалиста по кадрам УКХ и Б ДД.ММ.ГГГГ, после результатов данного конкурса с ней был заключен трудовой договор.

Доводы Валиева М.Ф., его адвоката о том, что конкурс не объявлялся, суд считает несостоятельными, поскольку УКХ и Б разместило информационное сообщение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы ведущего специалиста по кадрам в газете «Вечерняя Уфа», данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Доводы Валиева М.Ф., его адвоката Альмухаметова Р.Г. о том, что П. также должен был принят на должность муниципального служащего по результатам конкурса, суд считает несостоятельными, поскольку согласно положению ст.17 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, следовательно проведение конкурса является правом работодателя, а не его обязанностью.

Доводы Валиева М.Ф., его адвоката Альмухаметова Р.Г. о том, что должностная инструкция ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б в редакции 2006г. не требует высшего образования, суд считает несостоятельными, поскольку данная должностная инструкция не соответствует требованиям закона и в судебном заседании была представлена новая редакция должностной инструкции по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что на должность ведущего специалиста назначаются лица с высшим профессиональным образованием, с данной инструкцией П. также был ознакомлен, о чем имеется его подпись. Таким образом, суд приходит к выводу, что Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> привела должностную инструкцию в соответствие требованиям вышеуказанного закона.

Доводы истца, его адвоката, о том, что ему не предложили должность, которую замещает Л., суд считает несостоятельными, по запросу суда в судебном заседании на обозрение было представлено личное дело Л., и трудовой договор, трудовой договор с Л. заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до уведомления Валиева М.Ф. о предстоящем сокращении его должности в связи с сокращением всего отдела Группа технического надзора по содержанию и капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства городского округа <адрес>, то есть до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, суд приходит к выводу, что должности ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б и ведущего специалиста по кадрам УКХ и Б вакантные на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могли быть предложены Валиеву М.Ф., поскольку они не соответствовали уровню квалификации истца.

Доводы истца о том, что ему должны быть предложены другие вакантные должности ведущего специалиста не обоснованы, поскольку для замещения должности ведущего специалиста муниципальной службы согласно квалификационным требованиям требуется высшее образование и определенный стаж работы по данной профессии, а Валиев М.Ф. имеет средне - техническое образование.

При увольнении Валиева М.Ф. работодателем требования ст.ст.81,180 ТК РФ выполнены, Валиев М.Ф. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, имеющиеся вакантные должности: ведущего специалиста производственно - технического отдела УКХ и Б и ведущего специалиста по кадрам УКХ и Б не соответствовали уровню квалификации истца и не могли быть ему предложены, работодателем соблюден установленный порядок увольнения.

Допрошенные в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетелей И., П. каждый по отдельности показали суду, что Валиеву М.Ф. вручили трудовую книжку ДД.ММ.ГГГГ, о чем был составлен акт, при поступлении на работу П. подписал должностные инструкции.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Валиева М.Ф. не основаны на законе.

В иске Валиеву М.Ф. о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании услуг представителя следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске Валиеву М.Ф. к Управлению коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд <адрес> через Советский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: З.А. Науширбанова