о признании незаконным решения межведомственной комиссии



Дело № 2-5183/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010г. г. Уфа

Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Давыдова С.А.

с участием представителя истца Сайфутдинова Р.З. по доверенности №752/с от 28.01.2010г. Болотниковой А.Ф.,

при секретаре Пономаревой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфутдинова Р.З. к Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО г.Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ о признании незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в общежитии в жилое

УСТАНОВИЛ:

Сайфутдинов Р.З. обратился в суд с иском о признании незаконным решения межведомственной комиссии об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в общежитии в жилое к Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО г.Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ.

В обосновании исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен договор найма жилого помещения с ОАО "РЖД", расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 10 кв.м., выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ Далее здание, где располагается занимаемая им комната, было передано в муниципальную собственность по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ На указанную комнату и на его имя был открыт лицевой счет, истец исправно платит платежи за коммунальные услуги. При обращении истца по вопросу заключения с ним договора социального найма, выяснилось, что по документам технического учета занимаемое помещение - комната №, является нежилым, что исключает заключение договора социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ через своего представителя истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа РБ с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое. К указанному заявлению были приложены необходимые документы для перевода помещения в соответствии с ч.2 ст. 23 ЖК РФ, что подтверждается выданной представителю распиской от ДД.ММ.ГГГГ По результатам рассмотрения обращения истца получен письменный отказ МВК №-А2 от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании перевода указанного помещения в жилое. Истец считает, что вышеуказанный отказ Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принят не по утвержденной форме и не содержит указания на то, каким установленным требованиям не соответствует само переводимое помещение, как указано в ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, или что отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.

Истец проживает в спорном помещении, помещение предоставлено ему как жилое, как кабинет для персонала общежития не используется в отсутствии административного персонала и необходимости использования здания как общежития. Истец считает, что принятым решением Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации ГО г.Уфа РБ от 18.06.2010г. об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в жилое существенно нарушены его жилищные права как лица, проживающего в жилом помещении, являющимся пригодным и единственным местом его проживания. Также указанным решением МВК истцу созданы препятствия для заключения договора социального найма на занимаемое им жилое помещение.

Истец в исковых требованиях просит суд - признать решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-А2, об отказе в согласовании перевода нежилого помещения в жилое, незаконным; и обязать Межведомственную комиссию по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа <адрес> Башкортостан устранить допущенное нарушение жилищных прав и препятствий путем принятия решения о согласовании перевода нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое.

Сайфутдинов Р.З. в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен, в заявлении на имя суда просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить полностью.

Представитель истца по доверенности Болотникова А.Ф. в судебном заседании исковые требования по доводам, изложенным в иске, поддержала, просила суд удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили.

В соответствии с ч.3 и 4 ст. 167 ГПК РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон и их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Истец Сайфутдинов Р.З. занимает комнату № в жилом строении коридорного типа № по <адрес>, жилой площадью 9,6 кв.м. Комната истцу предоставлена как жилое помещение, пригодное для проживания, прежним балансодержателем дома - филиалом ОАО "РЖД" Куйбышевской железной дороги по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Сайфутдинов Р.З. в установленном порядке вселен в указанную комнату, пользуется помещением как жилым, проживает по настоящее время и оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг.

После передачи здания, в котором находится занимаемая истцом комната №, в муниципальную собственность согласно Договора №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, с истцом заключен типовой договор найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ №.

В период предоставлений спорной комнаты, а также в период передачи здания в муниципальную собственность, истец состоял в трудовых отношениях с прежним балансодержателем указанного здания, что подтверждается записями в трудовой книжке Сайфутдинова Р.З. Истец также продолжает проживать в указанном помещении, оплачивает коммунальные платежи.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. В этом случае жилые помещения не могут считаться общежитиями, т.к. утрачен признак - связь собственника общежития как работодателя и проживающих жильцов.

Согласно ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов. Жилые помещения в общежитиях укомплектовываются мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Принимая во внимание нормы ст. 93, 94 Жилищного кодекса РФ, а также обстоятельства отсутствия необходимых условий для отнесения здания к общежитиям, здание № по <адрес> утратило статус общежития в соответствии с законом. Отсутствие трудовых, служебных, учебных отношений между истцом и ответчиком - Администрацией ГО <адрес> также свидетельствует об отсутствии обстоятельств использования здания № по <адрес> в качестве общежития.

Согласно технического формуляра от ДД.ММ.ГГГГ, выданного УГФ ГУП БТИ РБ, помещение характеризуется как жилое, назначение спорного помещения - комнаты № в жилом строении коридорного типа, жилой площадью 9,6 кв.м - кабинет. Согласно экспликации к поэтажному плану на жилое здание по <адрес>, <адрес>, общ. площадью 9,6 кв.м. числится как жилая комната.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В главе 2 Жилищного Кодекса РФ определяются виды объектов жилищных прав, понятие жилого помещения, его назначение и пределы использования, общие правила государственной регистрации прав на жилые помещения, дается понятие жилищного фонда, закреплены общие правила государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным требованиям.

Частью 1 ст. 15 ЖК РФ установлено, что объектами жилищных прав являются жилые помещения. Статьей 16 ЖК РФ определены конкретные виды объектов жилищных прав. К ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты (жилых домов и квартир).

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (ч.4 ст.16 ЖК РФ). В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилое помещение -изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Пригодность помещения для постоянного проживания граждан определяется соответствием помещения требованиям, которые установлены санитарными и техническими правилами и нормами, а также иными требованиями законодательства. При этом порядок признания помещения жилым и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Например, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Таким образом, суд учитывает, что вселение в спорное жилое помещение не было самоуправным, оно состоялось с разрешения администрации Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги- филиала ОАО "РЖД", каких - либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении допущено не было. То обстоятельство, что комната № в соответствии с данными технического учета, значится нежилой как кабинет, само по себе не свидетельствует о незаконности проживания истца, а означает лишь нарушение порядка предоставления жилой площади со стороны бывшего балансодержателя здания. После передачи общежития в муниципальную собственность Администрация городского округа г. Уфа РБ в установленные законом порядке и сроки право истца на эту жилую комнату не оспаривала и не требовала его выселения. Заключение типового договора найма жилого помещения между истцом и ответчиком Администрацией ГО г. Уфа также свидетельствует о наличии объекта жилищных прав - жилой комнаты, правомерно занимаемой Сайфутдиновым Р.З.

При этом, согласно квитанциям об оплате коммунальных платежей истец оплачивает стоимость жилищных и коммунальных услуг за пользование спорной комнатой, жилой площадью 9,6 кв.м., в т.ч. за плата за найм.

Согласно п.2, 3 Положения о плате за пользование жилым помещением (плате за наем) в муниципальном жилищном фонде городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 25/5, плата за пользование жилым помещением (далее - плата за наем) в муниципальном жилищном фонде - это плата, взимаемая собственником жилищного фонда с нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или договору найма жилого помещения и являющаяся доходом собственника жилищного фонда от предоставления жилого помещения в наем.

Плательщиками платы за наем являются наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Таким образом, ответчик - Администрация ГО г. Уфа, являясь наймодателем - собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда передал нанимателю (гражданину) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем, признав, что спорное помещение является жилым помещением, таким образом, признавал данное помещение жилым, пригодным для проживания и отвечающим санитарным требованиям. При этом, суд учитывает тот факт, что требований о выселении истца из спорного помещения как лица незаконно поживающего в нем, собственником не предъявлено.

Нормы Жилищного кодекса РФ регламентируют порядок и условия перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.

Согласно ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Частью 4 указанной статьи ЖК РФ предусмотрено, что перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).

Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет:

1) заявление о переводе помещения;

2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);

4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;

5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Согласно ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 ЖК РФ документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст. 24 ЖК РФ.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрен порядок перевода нежилого помещения в жилое.

Согласно п. 1.12. Решения Совета городского округа <адрес> Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 32/10 "О Положении о порядке рассмотрения, проектирования и согласования на Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий документации, связанной с благоустройством и внешним оформлением города, перепланировкой (реконструкцией), переустройством помещений, переводом их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд" органом, принимающим решения по согласованию вопросов перепланировки (реконструкции) зданий и сооружений и перевода их из жилого (нежилого) в нежилой (жилой) фонд, является Межведомственная комиссия по вопросам внешнего оформления городских территорий (далее - МВК); состав МВК и регламент деятельности МВК утверждается постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанным Решением Совета городского округа г. Уфа РБ также утверждено Положение о порядке рассмотрения, проектирования и согласования на Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий документации, связанной с благоустройством и внешним оформлением города, перепланировкой (реконструкцией), переустройством помещений, переводом их из состава жилого в нежилой фонд и из состава нежилого в жилой фонд.

Судом установлено, что Сайфутдинов Р.З. ДД.ММ.ГГГГ через своего представителя обратился в Администрацию городского округа <адрес> РБ с заявлением о переводе нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> в жилое. К указанному заявлению истцом приложены необходимые документы для перевода помещения в соответствии с ч.2 ст. 23 ЖК РФ, п. 6.5. указанного Положения, что подтверждается выданной представителю истца распиской от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно проекта перевода нежилого помещения в жилую комнату №, расположенной в жилом строении коридорного типа № по <адрес> 2010.049/2-ОПЗ, АС, разработанного ООО "Архитектурно-проектная студия "КРАФТ" от ДД.ММ.ГГГГ, в результате перевода образуется помещение - жилая комната, общей площадью 9,6 кв.м., также в проекте сделан вывод, что принятые проектные решения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других норм, действующих на территории Российской Федерации, и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием административного персонала общежития и потребности в его размещении МУП "УЖХ ГО <адрес> РБ" считает, что предложения и условия реализации перевода из нежилого помещения (кабинета) литер А (пом. №) в жилое путем переустройства с присвоением переводимому помещению почтового номера комнат № в строении коридорного типа по <адрес>, в <адрес> г. Уф допустимы и возможны.

Согласно ответа № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация Советского района г. Уфа не возражает в переводе нежилого помещения под жилую комнату № жилого <адрес>.

Согласно ответа Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г. Уфа №С-2480 от ДД.ММ.ГГГГ использование служебных помещений и мест общего пользования является нарушением проектных планировочных решений жилого здания, что является причиной для отклонения в согласовании перевода помещения в жилой фонд.

Согласно ответа ФГУП "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" № п/к от ДД.ММ.ГГГГ требования СП № от ДД.ММ.ГГГГ "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ" предполагают наличие вспомогательных и санитарно-бытовых помещений (туалеты, умывальные, постирочные, гладильные, комнаты для сушки белья, общие кухни, коридоры), помещений для отдыха, культурно-массовых мероприятий, учебных и спортивных занятий, административных, служебных и технических помещений. Перевод данных помещений в разряд жилых противоречит требованиям санитарных правил.

В решении Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий №-А2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании перевода помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 2 этаж, помещение под №5, указывается, что использование служебных помещений и мест общего пользования является нарушением проектных планировочных решений жилого здания и перевод данного помещения из нежилого в жилой фонд будет противоречить требованиям п. 3.4. СП № "Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ ".

Указанное в решении Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа РБ основание для отказа в согласовании перевода нежилого помещения в жилой фонд суд считает необоснованным.

В связи с тем, что статус здания № по <адрес>, как общежития утрачен в силу закона, санитарные правила СП №, подлежащие применению для устройства общежитий, не могут быть применены к указанному зданию для установления соответствия самого здания и жилых комнат в нем необходимым санитарным требованиям.

Наличие законно установленного требования о необходимости наличия в указанном здании такого объекта - как кабинет, орган, принявший оспариваемое истцом решение, не указал.

Кроме того, в оспариваемом решении Межведомственной комиссии не содержится указания на то, каким установленным требованиям не соответствует само переводимое нежилое помещение, как указано в ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, а также указания на то, что отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям.

Нарушение проектных планировочных решений жилого здания не предполагает не соответствие самого переводимого помещения в здании установленным требованиям. Следовательно, решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа РБ №-А2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании в согласовании перевода помещения, расположенного по адресу: <адрес>, 2 этаж, помещение под №5, не содержит законного основания для отказа в согласовании перевода нежилого помещения в жилое с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 ст. 24 ЖК РФ. При этом, суд считает, что возможность перевода спорного нежилого помещения, занимаемого истцом на законных основаниях, в жилой фонд, предусмотрена действующим жилищным законодательством.

Таким образом, при отсутствии возражений со стороны ответчиков, учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Сайфутдинова Р.З.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-А2, об отказе в согласовании перевода нежилого помещения № - комната №, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое, незаконным.

Обязать Межведомственную комиссию по вопросам внешнего оформления городских территорий Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан согласовать перевод нежилого помещения № - комната №, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Советский районный суд г. Уфы.

Судья С.А. Давыдов