Дело № 2-155/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2011 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Науширбановой З.А.
с участием истца Васильева М.Л.
представителя Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Давлетова С.Ф. по доверенности № Д-20/2010 от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре Шайхуллиной Л.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева М.Л. к Управлению государственного автодорожного надзора по <адрес>, Министру транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании незаконными действия и решения конкурсной комиссии Управления государственного автодорожного надзора по РБ, о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев М.Л. обратился в суд с иском к Управлению государственного автодорожного надзора (далее УГАДН по РБ) по <адрес>, Министру транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании незаконными действия и решения конкурсной комиссии Управления государственного автодорожного надзора, о взыскании компенсации морального вреда. В обосновании иска Васильев М.Л. указал, что дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в конкурсе на замещение должностей государственной гражданской службе: на должности начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок, заместителя начальника вышеуказанного отдела. По итогам конкурса он на данные должности не прошел. Решения конкурсной комиссии считает незаконными, поскольку информация о проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ на сайте УГАДН по РБ не размещалась. При проведении конкурсов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований закона о дате проведения конкурса он был оповещен по телефону, о дате второго конкурса за 9 дней. Представленный им реферат не рассматривался на конкурсной комиссии, считает, что результаты конкурса были предрешены изначально. На конкурсе ДД.ММ.ГГГГ в составе конкурсной комиссии отсутствовали независимые эксперты в нарушении требований закона. ДД.ММ.ГГГГ в нарушении закона в составе конкурсной комиссии участвовал М., который не является специалистом по вопросам, связанным с гражданской службой. В нарушении требований закона ни одно решение конкурсной комиссии на сайте УГАДН по РБ до настоящего времени не размещалось. По итогам конкурса на должность начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок назначена Т., которая ранее работала заместителем данного отдела, однако она на заседании конкурсной комиссии не присутствовала. Он ДД.ММ.ГГГГ направил письменное обращение в адрес министра транспорта РФ Л. о нарушениях требований закона УГАДН по РБ при проведении конкурса на замещение должностей государственной гражданской службе: на должности начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок. Ответ, направленный в его адрес руководителем Ространснадзора РФ К., он считает необъективным и не соответствующим действительности.
В судебном заседании истец Васильев М.Л. иск поддержал, просил удовлетворить и пояснил, что в нарушении п.14, п.17, п.24 Указа Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» информация о проведении конкурса ДД.ММ.ГГГГ на сайте УГАДН по РБ не размещалась. При проведении конкурсов ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований закона о дате проведения конкурса он был оповещен по телефону, о дате второго конкурса за 9 дней. Представленный им реферат не рассматривался на конкурсной комиссии, считает, что результаты конкурса были предрешены изначально. На конкурсе ДД.ММ.ГГГГ в составе конкурсной комиссии отсутствовали независимые эксперты в нарушении требований закона. ДД.ММ.ГГГГ в нарушении закона в составе конкурсной комиссии участвовал М., который не является специалистом по вопросам, связанным с гражданской службой. В нарушении требований закона ни одно решение конкурсной комиссии на сайте УГАДН по РБ до настоящего времени не размещалось. По итогам конкурса на должность начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок назначена Т., которая ранее работала заместителем данного отдела, однако она на заседании конкурсной комиссии не присутствовала. ДД.ММ.ГГГГ он направил письменное обращение в адрес министра транспорта РФ Л. о нарушениях требований закона УГАДН по РБ при проведении конкурса на замещение должностей государственной гражданской службы: на должности начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок. До настоящего момента он не получил письменный ответ от Л. Бездействием и незаконно принятыми решениями ответчики причинили ему моральный вред, который он оценивает в 10 000 руб.
В судебном заседании представитель Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Давлетов С.Ф. по доверенности № Д-20/2010 от ДД.ММ.ГГГГ иск Васильева М.Л. не признал, просил отклонить и пояснил, что вся информация о проведении и результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования. По рекомендации прокуратуры РБ, учитывая, что доменное имя <данные изъяты> принадлежало частному лицу, то в соответствии с приказом УГАДН по РБ принято решение о реорганизации сайта Управления. В результате данной реорганизации все открытые информационные ресурсы Управления размещены по адресу в сети Интернет: <данные изъяты><данные изъяты> Всем участникам конкурса были направлены уведомления с указанием даты, места и времени проведения конкурса ДД.ММ.ГГГГ, то есть за 17 дней до конкурса посредством почтовой связи. Результаты проведенного конкурса были доведены до участников в установленном порядке и в установленные законодательством сроки. ДД.ММ.ГГГГ в составе конкурсной комиссии УГАДН по РБ являлся И. - директор Муниципального унитарного предприятия «Уфагортранс», имеющий большой руководящий опыт работы в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Участие И. в составе конкурсной комиссии подтверждается документами, оформляемыми по результатам проведения конкурса. М. имеет высшее образование, стаж государственной службы более 25 лет. У И., у М. отсутствуют какие - либо связи родственного характера с иными участниками конкурса, отсутствует личная заинтересованность в результатах конкурса. ДД.ММ.ГГГГ на основании обсуждения конкурсная комиссия решила, что Васильев М.Л. не соответствует квалификационным требованиям, не имеет высшего образования по профилю автомобильного транспорта. ДД.ММ.ГГГГ конкурсная комиссия приняла аналогичное решение, признав Васильева М.Л. не прошедшим конкурс на замещение должности государственной гражданской службы. При принятии оспариваемых решений, конкурсная комиссия учитывала профессиональный уровень кандидатов, соответствие квалификационным требованиям, личностные качества и опыт работы в установленных сферах деятельности.
Представитель Министра транспорта РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» на гражданскую службу вправе поступить граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим законом.
В соответствии со ст.22 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»
1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П часть вторая статьи 22, предусматривающая случаи, в которых конкурс для замещения должности государственной гражданской службы не проводится или может не проводиться, признана соответствующей Конституции РФ.
2. Конкурс не проводится:
1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)";
2) при назначении на должности гражданской службы категории "руководители", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
3) при заключении срочного служебного контракта;
4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28 и частями 1, 2 и 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
5) при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 9-ФЗ)
4. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.
5. Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.
6. Претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с настоящим Федеральным законом.
7. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия.
8. В состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
9. Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
10. Состав конкурсной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые конкурсной комиссией решения.
11. Претендент на замещение должности гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
12. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации.
Согласно приказу №к от ДД.ММ.ГГГГ начальника УГАДН по РБ во исполнение ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ» образована конкурная комиссия в УГАДН по РБ для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв УГАДН по РБ.
В приложении к вышеуказанному приказу указан состав конкурсной комиссии для проведения конкурсов: председатель конкурсной комиссии - К. (заместитель начальника Управления), заместитель председателя конкурсной комиссии - Г.Г. (начальник отдела финансового и кадрово - правового обеспечения), начальника организационно - аналитического отдела автотранспортного надзора - Д.И., независимого эксперта - И., секретаря конкурсной комиссии Р.Р. (л.д….)
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №к внесены изменения в вышеуказанный приказ об изменении состава конкурсной комиссии, в состав комиссии вошли: председатель конкурсной комиссии - К. (заместитель начальника Управления), заместитель председателя конкурсной комиссии - Г.Г., Т. - начальник отдела автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок, Г. - заместитель начальника отдела автотранспортного надзора, М. - независимый эксперт, Р.Р. - государственный инспектор организационно - аналитического отдела - секретарь комиссии. (л.д….)
В соответствии с п.14 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ за №, представитель нанимателя не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа конкурса направляет сообщение о дате, месте и времени его проведения гражданам, допущенным к участию в конкурсе. При проведении конкурса кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
Довод Васильева М.Л. о том, что он поздно был извещен о дате второго этапа конкурса за 9 дней, а при проведении первого конкурса был извещен по телефону, является необоснованным.
УГАДН по РБ были направлены уведомления участникам конкурса с указанием даты, места и времени проведения конкурса ДД.ММ.ГГГГ за 17 дней до конкурса посредством почтовой связи, в материалах дела имеются отметки почтовой корреспонденции и журнал исходящих документов. (л.д….)
В средствах массовой информации, в Республиканской общественно - политической газете «Республика Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ за № была опубликована информация о конкурсах на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в УГАДН, а именно о наименовании вакантной должности, требованиях, предъявляемых к претенденту на замещение этой должности, месте и времени приема документов подлежащих представлению для участия в конкурсе, а также сроке, до истечения которого принимаются документы и претендентам направляются уведомление о дате, месте и времени проведения конкурса допущенным к участию в конкурсе. (л.д….)
В соответствии с п.17 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.
Доводы Васильева М.Л. о том, что при проведении конкурса на занятие вакантной должности государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в составе конкурсной комиссии Управления отсутствовал независимый эксперт, являются необоснованными.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решению конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, договору на возмездное оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, акту оказания экспертных услуг по договору возмездного оказания экспертных услуг от ДД.ММ.ГГГГ за №, независимым экспертом в данном конкурсе являлся директор Муниципального унитарного предприятия «Уфагортранс» И., который ранее продолжительное время работал директором автотранспортного предприятия - филиала Государственного унитарного предприятия «Башавтотранс». И. является постоянным членом транспортной комиссии при Администрации ГО <адрес>.
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решению конкурсной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, независимым экспертом в данном конкурсе являлся начальник отдела защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ М., который был в составе конкурсной комиссии УГАДН ДД.ММ.ГГГГ М. имеет высшее образование, стаж государственной службы более 25 лет, в том числе на руководящих должностях, и имеет ведомственные награды.
Таким образом, И., М. являются представителями других организаций, специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой, с иными участниками конкурса в родственных связях не состоят.
В соответствии с п.19 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности. При проведении конкурса конкурсная комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.
При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе.
Довод Васильева М.Л. о том, что Т. не присутствовала на заседании конкурсной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованным, поскольку данный довод опровергается протоколом заседания конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д….)
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих», необходимо для замещения ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности.
Т. 1958 года рождения, с 1977г. окончила Уфимский автотранспортный техникум по специальности «Техник - строитель», в 1992г. окончила Московский институт коммунального хозяйства и строительства по специальности «автомобильные дороги» с присвоением квалификации «инженер - строитель». Имеет стаж работы по специальности более 30 лет. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ за №к ей присвоен классный чин - Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса. (л.д….)
Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Т. назначена на вакантную должность начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных перевозок.
Решением конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Ч. назначена на вакантную должность заместителя начальника отдела автодорожного надзора и контроля международных перевозок.
Ч. (Воробьева) В.А. закончила Башкирский государственный университет по специальности юриспруденция. Постановлением председателя Совета городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ч. присвоен очередной квалификационный разряд - советник муниципальной службы 3 разряда, следовательно она на момент участия в конкурсе имела более двух лет стажа государственной гражданской службы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решения конкурсной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и соответствующими требованиям федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной гражданской службе РФ», при принятии решения о назначении на вакантную должность государственной гражданской службы учитывался профессиональный уровень кандидатов, соответствие квалификационным требованиям, личностные качества и опыт работы в установленных сферах деятельности.
В соответствии с п.24 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ кандидатам, участвующим в конкурсе сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается на сайте государственного органа в информационно - телекоммуникационной сети общего пользования.
Судом установлено, что информация о проведенных конкурсах немедленно размещалась на сайте Управления. По рекомендации прокуратуры РБ, учитывая, что доменное имя <данные изъяты><данные изъяты> частному лицу, не связанному служебными отношениями с Управлением, в соответствии с приказом УГАДН по РБ принято решение о реорганизации сайта Управления. В результате данной реорганизации все открытые информационные ресурсы Управления размещены по адресу в сети Интернет: <данные изъяты>. Данная информация доведена до неограниченного круга граждан путем размещения объявления в газетах, а также уведомлены Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Приволжское управление госавтодорнадзора письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и № соответственно. Информация о результатах проведенных конкурсов была размещена на старом адресе сайта до реорганизации.
Согласно ст. 11 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Васильев М.Л. направил письменное обращение о нарушение прав при проведении вышеуказанных конкурсов Министру транспорта РФ Л.
Данное обращение рассмотрено по поручению Министра транспорта РФ -руководителемФедеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) К., ответ направлен Васильеву М.Л. по почте, и рассмотрен в срок, установленный ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Таким образом, иск Васильева М.Л. к Управлению государственного автодорожного надзора по <адрес>, Министру транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании незаконными действия и решения конкурсной комиссии Управления государственного автодорожного надзора по РБ, о взыскании компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежит за необоснованностью.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Васильеву М.Л. к Управлению государственного автодорожного надзора по <адрес>, Министру транспорта Российской Федерации о признании бездействия незаконным, признании незаконными действия и решения конкурсной комиссии Управления государственного автодорожного надзора по РБ, о взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья З.А. Науширбанова