2-1090/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2011 г. г. Уфа
Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Власюк С.Я.,
при секретаре Хусаиновой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галлямшина КР, Галлямшина РР, Галлямшиной ФК, Кузнецовой ИН и Игнатьевой ОМ к Администрации ГО г. Уфа о признании права общей долевой собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Галлямшин КР, Галлямшин РР, Галлямшина ФК, Кузнецова ИН и Игнатьева ОМ являются долевыми сособственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Галлямшиным КР, РР принадлежат по 10/100 и 5/100 долей указанного жилого дома на праве собственности на основании Договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес> и серии <адрес>.
Галлямшиной ФК 6/100 долей в доме принадлежат на праве собственности на основании Определения суда Советского района г. Уфы № б/н от 17 сентября 2001 г., Решения Мирового судьи судебного участка № 1 по Советскому району г. Уфы № б/н от 04 августа 2004 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>.
Кузнецовой ИН 28/100 долей дома принадлежат на праве собственности на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ за реестровым №, удостоверенного нотариусом М., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>.
Игнатьевой ОМ 12/100 долей в доме принадлежат на праве собственности на основании Договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>.
По всем перечисленным договорам объектом сделок стали доли в жилом доме находящегося в <адрес>, расположенного на земельном участке площадью 766 кв.м.
Кроме того, на настоящий момент действующим является Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Галлямшиной Ф.К. и Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации г. Уфа РБ.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 3 указанной статьи регламентируется, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с ч. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 ст. 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган, в том числе, местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Также в обоснование своих исковых требований истцы ссылаются на ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ).
Во-первых, cделки всех собственников по приобретению долей жилого дома имели место до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР».
Во-вторых, земельный участок находился в фактическом пользовании его правообладателей с расположенными на нем домом и надворными постройками как минимум с 1930 г.
Таким образом, на правоотношения, возникшие между указанными сторонами, распространяется действие ч. 4 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», что, в свою очередь, указывает на возникновение всех истцов бесплатно приобрести право общей долевой собственности на данный земельный участок в соответствии с правилами, установленными ст. 36 ЗК РФ.
Соответственно, истцы, являясь сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании ч. 1, 3 ст. 36 ЗК РФ имеют право приобрести земельный участок, на котором расположен принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом, бесплатно в общую долевую собственность.
Соблюдая изложенный выше порядок, ДД.ММ.ГГГГ Истцы совместно обратились в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой в месячный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении нам земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность без взимания платы.
Письмом, приложенным к исковому заявлению, муниципальный орган отказал нам в предоставлении испрашиваемого участка в собственность.
В судебном заседании представитель истцов Зиамбетова А.М., истец Игнатьева О.М. исковые требования поддержали полностью.
Представитель ответчика, Администрации Городского округа г. Уфа, извещенный о времени месте судебного заседания, на заседание не явился. Судебноая повестка получена представителем ответчик еще 31.01.2011 г., а потому суд, в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, изучив материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Частью 3 указанной статьи регламентируется, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с ч. 5 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 ст. 36 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган, в том числе, местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, нормы ЗК РФ закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Изменения, внесенные в ЗК РФ Федеральным законом от 10 мая 2007 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель государственных или муниципальных нужд», не касаются прав собственников объектов недвижимости на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий ему объект недвижимости, если указанный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Данный вывод сделал Верховный Суд РФ в ответах на вопросы за 1 квартал 2007 г., утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г.
Частью 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ).
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Таким образом, из указанных выше норм права следует, что и истцы, будучи лицами, к которым, как сказано в законе, «по иному основанию перешло право собственности» имеют право на бесплатное приобретение права собственности на спорный земельный участок.
Согласно абз.3 п. 9.1 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В то же время одним из оснований обращения истца в суд является ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Учитывая эти конституционные положения, а также положения ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, истцы вправе предъявить иск к органу местного самоуправления - Администрации городского округа город Уфа - о правах на спорный земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Галлямшина КР, Галлямшина РР, Галлямшиной ФК, Кузнецовой ИН и Игнатьевой ОМ удовлетворить.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10 дней.
Судья С.Я. Власюк