РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 года
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Власюк С.Я,
с участием представителя истца Нурисламова И.И.,
при секретаре Хусаиновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исламовой С.С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
установил:
Исламова С.С. (далее по тексту - истец) обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... (далее по тексту - спорный земельный участок), выраженный в письме муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата года ..., и обязании Администрации заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
В обоснование заявления заявитель утверждает, что ему принадлежит на праве собственности индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., на основании Решения Советского районного суда г. Уфы от дата, Определения о разъяснении решения от дата, Решения Ленинского районного суда г. Уфы от дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от дата года и выпиской из единого государственного реестра прав и сделок с ним ... от дата.
По результатам рассмотрения обращения заявителя в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата о предоставлении в собственность спорного земельного участка письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от дата ... Исламовой С.С. отказано в удовлетворении изложенной в заявлении просьбы.
В судебном заседании представитель заявителя Нурисламов И.И. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика - Администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица - МУ «Земельное агентство г.Уфы» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщал и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу части 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Администрации и МУ «Земельное агентство г.Уфы».
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий, в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Частью 1 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Заявитель владеет на праве собственности индивидуальным жилым домом расположенным на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., на основании Решения Советского райсуда от дата г, Определения о разъяснении решения от дата, Решения Ленинского райсуда от дата года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от дата года и выпиской из единого государственного реестра прав и сделок с ним ... от дата.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявитель обратился в Администрацию с заявлением от дата года о предоставлении в собственность спорного земельного участка. Письмом МУ «Земельное агентство г. Уфы» от дата года ... заявителю было отказано в предоставлении земельного участка в собственность на основании нахождения данного земельного участка в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Суд находит данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим исключительное право заявителя на приобретение спорного земельного участка в собственность по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах определенных данной правовой нормой, в том числе принцип:
единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Согласно данному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;
сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
По смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Устава городского округа город Уфа органом, обладающим право распоряжаться спорным земельным участком, является Администрация.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.
Основания и порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что заявителем соблюден порядок обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Подтверждения резервирования для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ... суду не представлено.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно статье 14 данного закона подобные сведения предоставляются, в том числе в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости.
В силу норм пункта 9 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
Согласно п.6 ст.5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 №42 запись об объекте недвижимости в Реестре включает в себя сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав в которых указываются:
кадастровый номер объекта (или учетный номер части объекта), в отношении которого (которой) установлено ограничение (обременение) права;
вид ограничения (обременения) права;
содержание ограничения (обременения) права;
срок действия ограничения (обременения) права;
сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются (обременяются) права в объеме сведений, приведенных в подпункте 4 пункта 8 Порядка;
реквизиты документа, на основании которого возникает ограничение (обременение) права;
дата возникновения и прекращения ограничения (обременения) права;
Следовательно, сведенья о резервации земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ... должны содержаться в кадастровой выписке на земельный участок.
Но вопреки данным нормам сведения о наличии каких-либо ограничений, в том числе о резервации земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ... в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, что подтверждается кадастровой выписке о земельном участке от дата ....
Также, каких либо ограничений не содержится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществом и сделок с ним что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений ... от дата.
Таким образом, суд сделал вывод о том, что ответчиком допущено существенное нарушение норм материального права при отказе Истцу в выделении земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Органом местного самоуправления не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие, нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Обязанность Администрации заключить договор купли-продажи земельного участка по заявлению заинтересованного лица в приобретении такого земельного участка в собственность установлена пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что заявитель является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта недвижимости, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации - обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку Администрацией в адрес заявителя проект договора купли-продажи спорного земельного участка не направлялся, суд полагает, что Администрация уклоняется от заключения данного договора.
В связи с уклонением Администрации от заключения договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка у заявителя возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность истца земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ..., выраженный в письме муниципального учреждения «Земельное агентство» городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата года ...;
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ..., для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, и направить его (проект договора) Исламовой С.С. с предложением о заключении такого договора, в течение 30 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти календарных дней через Советский районный суд города Уфы.
Судья С.Я. Власюк