Дело № 2-510/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 января 2012 г. г.Уфа Суд Советского района г. Уфы РБ в составе: председательствующего судьи Власюк С.Я.; с участием истца Наливайко О.В.; представителей ответчика, Хуснияровой Г.С., Асадуллина М.Н.; пом. прокурора Муратовой Е.М.; при секретаре Мужайло Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Наливайко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан о восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: С ... Наливайко О.В. работала в должности государственного налогового инспектора юридического отдела Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан (далее УФНС по РБ). Приказом УФНС по РБ № ... от ... года Наливайко О.В. уволена с государственной гражданской службы на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в связи с сокращением должности гражданской службы. Считая увольнение незаконным Наливайко О.В. обратилась в суд с иском к УФНС по РБ о признании незаконными приказа о её увольнении, восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, указав в обосновании иска, что ответчик не предложил ей все вакантные должности государственного служащего в УФНС по РБ и уволил её по истечении двух месяцев с момента уведомления. В судебном заседании истец Наливайко О.В. свой иск поддержала и не оспаривая того, что юридический отдел, где она работала в должности государственного налогового инспектора, был упразднён и УФНС по РБ вместо ... отделов осталось ... отделов, а о предстоящем сокращении её должности работодатель уведомил её письменно ... г., утверждает о незаконности своего увольнения поскольку работодатель не предпринял всех мер к её трудоустройству, ограничившись предложением ей к замещению лишь двух вакантных должностей гражданского служащего: ... г. должность старшего специалиста первого разряда отдела правового обеспечения и досудебного аудита УФНС по РБ и ... г. должность государственного налогового инспектора юридического отдела Межрайонной ИФНС России № ... по РБ. Кроме того, не соблюдена работодателем и дата её увольнения, поскольку работодатель, ... г. предупредив её о сокращении должности, должен был уволить её ... г., когда она вышла на работу из очередного отпуска, ответчик же уволил её лишь ... г. Представители ответчика, Асадуллин М.Н. и Хусниярова Г.С., действующие на основании доверенностей (доверенность в деле) иск Наливайко О.В. не признали, утверждая, что её увольнение произведено совершенно законно, поскольку юридический отдел, в котором Наливайко О.В. замещала должность государственного налогового инспектора, был упразднён и её должность сокращена. От перевода на другие должности гражданской службы в Управлении и районную инспекцию города Уфы, истец отказался, не было вакансий и в других государственных органах. Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что Наливайко О.В. подлежит восстановлению на работе, суд не находит оснований для удовлетворения данного иска. Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами признаётся, что в соответствии с приказом ФНС России от ... “О структуре Управления Федеральной налоговой службы по РБ” в организационной структуре Управления было 17 отделов, включающих в себя, в том числе, юридический отдел и отдел досудебного аудита. Приказом ФНС России № ММВ-7-4/473 от 29 июля 2011 г. была утверждена новая структура Управления налоговой службы по РБ, согласно которой вместо ранее существующих 17 отделов в Управлении Федеральной налоговой службы по РБ осталось только 12 отделов, при этом из структуры Управления наряду с другими были исключены юридический отдел и отдел досудебного аудита и предусмотрен новый отдел, - отдел правового обеспечения и досудебного аудита. В целях реализации данного приказа ФНС России от 29 июля 2011 года, Управление Федеральной налоговой службы по РБ 05 августа 2011 г. принимает приказ ... об упразднении в структуре аппарата Управления ряда отделов, в том числе юридического отдела и отдела досудебного аудита, и приказ № ... от ... г. об утверждении штатного расписания. Как следует из штатного расписания по состоянию на ... года, должность главного государственного налогового инспектора юридического отдела Управления, замещавшаяся ФИО9., в этом новом штатном расписании отсутствует. Таким образом, судом достоверно установлено, что должность гражданской службы, которую в юридическом отделе УФНС по РБ замещала Наливайко О.В., сокращена в связи с упразднением этого юридического отдела. Основанием упразднения юридического отдела УФНС по РБ и принятия нового штатного расписания явился приказ Федеральной налоговой службы России от 29 июля 2011 года, утвердивший структуру УФНС по РБ. При таком положении работодатель имел право освободить Наливайко О.В. от замещаемой должности гражданской службы и уволить её с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. Так, согласно п. 4,5 ст.31 этого Федерального закона, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. Как установлено судом, Наливайко О.В. работала в должности государственного налогового инспектора юридического отдела УФНС по РБ, которая ... года была сокращена в связи с упразднением юридического отдела во исполнения приказа ФНС России от ... года «О структуре УФНС по РБ». ... г. государственный налоговый инспектор юридического отдела УФНС по РБ, Наливайко О.В., письменно предупреждена о сокращении её должности ... Наливайко О.В. для замещения предложены вакантные должности государственной гражданской службы: ... г. должность старшего специалиста 1-го разряда отдела правового обеспечения и досудебного аудита УФНС по РБ и ... г. должность государственного налогового инспектора юридического отдела Межрайонной ИФНС России № ... по РБ. Однако, от выполнения работы по предложенным должностям истец Наливайко О.В. отказалась, что было ею признано в судебном заседании. Доводы истца о не соблюдении работодателем обязанности по её трудоустройству в том же государственном органе либо в другом государственном органе, несостоятельны. Статьёй 31 ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” регулируются отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы. В соответствии с указанной нормой Закона, подлежащей применению при разрешении данного спора, при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещаемым сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему с учётом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе. Материалами дела установлено, что истцу были предложены ответчиком с учётом уровня её квалификации, профессионального образования и стажа работы две должности, от замещения которых она отказалась, что не опровергнуто истцом в судебном заседании. Не имел работодатель возможности трудоустроить Наливайко О.В. в другой государственный орган, поскольку Управление Росреестра по РБ и Управление Росфиннадзора по РБ, куда УФНС по РБ ... г. обратилась с письменными запросами в целях принятия на работу увольняемых из УФНС по РБ государственных служащих, сообщило о невозможности принятия этих лиц на работу в связи с проведением в данных государственных органах мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ... г. № ... “Об оптимизации численности федеральных государственных органов”. Судом установлено, что в упразднённых отделах: юридическом и досудебного аудита было 13 должностей государственного налогового инспектора. Во вновь образованном отделе правового обеспечения и досудебного аудита стало лишь три должности государственного налогового инспектора, что подтверждается штатным расписанием, утверждённым ... года. На указанные три должности государственного налогового инспектора назначены инспекторы из упразднённого отдела досудебного аудита Гизатуллина, Рахимова и Гимранова все трое имеющие экономическое образование, необходимое для замещения этой должности, что не опровергается истцом и подтверждается Должностным регламентом государственного налогового инспектора отдела правового обеспечения и досудебного аудита УФНС по РБ, утверждённого ... года. Истец Наливайко О.В. не оспаривает отсутствия у неё прав на преимущественное замещение должности государственного налогового инспектора отдела правового обеспечения и досудебного аудита УФНС по РБ, признав, что у неё нет экономического образования. Не основаны на законе и доводы истца о незаконности её увольнения, так как ей не были предложены все имеющиеся в самом Управлении и районных инспекциях города Уфы и Республики Башкортостан вакантные должности, соответствующие квалификации, образованию и опыту работы истца, кроме предложенных ей ... и ... года двух должностей государственных служащих. Согласно ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ним отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ним отношениях с работниками, обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц, с семейными обязанностями, молодёжи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом. На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № ... от ... года, при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. ст. 31, 33, 38 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”. При этом необходимо иметь в виду, что исходя из статьи 73 названного Федерального закона, Трудовой Кодекс РФ, другие федеральные законы, иные правовые нормативные акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ “О государственной гражданской службе РФ”. Согласно статьи 31 данного закона, при сокращении должности гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продлены в случае предоставления ему с учётом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы по специальности, возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе. В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона. Таким образом, согласно правовому смыслу приведённых выше норм закона, после предупреждения государственного служащего о сокращении его должности, работодатель обязан предложить этому служащему хотя бы одну вакантную должность в данном государственном органе и в другом государственном органе, в том числе и нижестоящую, обязанность по которой государственный служащий может выполнять с учётом его профессии, квалификации и ранее занимаемой должности. Как следует из материалов дела, предусмотренная законом обязанность по предоставлению государственному служащему, Наливайко О.В., в порядке замещения иной должности государственной гражданской службы Управлением ФНС по РБ была исполнена, о чем свидетельствуют представленные в суд Уведомления от ... г. и от ... г., врученные истцу под роспись. При этом обязанности по предложению увольняемому государственному служащему всех имеющихся у государственного органа вакантных должностей государственной службы, закон не содержит. Трудоустройство Наливайко О.В. в другие государственные органы: в Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ и в Территориальное Управление Федеральной службы финансов - бюджетного надзора, также было невозможно, о чём эти государственные органы письменно уведомили УФНС по РБ. То обстоятельство, что после утверждения ... года нового штатного расписания численный состав работников УФНС по РБ остался прежнем, - ... человек, не свидетельствует о незаконности увольнения Наливайко О.В., поскольку на период увольнения истца в УФНС по РБ имело место не сокращение численности работников, что привело бы к уменьшению штата работников, а сокращение должностей государственных служащих и именно по этому основанию истец и был уволен. Ссылка истца на то, что уволена была ... г., хотя должность ее сокращена ... года, как на незаконность увольнения, также необоснованна, поскольку действующее законодательство, содержащее нормы трудового права, не содержат положений, обязывающих работодателя уволить государственного служащего именно в день сокращения его должности Кроме того, работодатель, УФНС по РБ ещё ... и ... г. предпринимал меры к трудоустройству Наливайко О.В. Необоснованы и доводы истца о допущенной в отношении него работодателем дискриминации, поскольку кроме неё из УФНС по РБ по сокращению должности было уволено ещё ... государственных служащих. Проанализировав и дав оценку всем представленным доказательствам, как в их совокупности, так и каждому в отдельности, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для расторжения с Наливайко О.В. трудовых отношений по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ “О государственной гражданской службе в РФ”, поскольку изменение организационной структуры УФНС по РБ, утверждённое приказом ФНС России, потребовало сокращения штата государственных служащих УФНС по РБ. При увольнении Наливайко О.В. в связи с сокращением штата была соблюдена определённая действующим законодательством процедура: сообщение о предстоящем сокращении должности за два месяца; предоставление гражданскому служащему с учётом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе, информирование о предстоящем сокращении выборного профсоюзного органа. При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований Наливайко О.В. не имеется, поскольку ответчиком в полной мере были соблюдены требования законов, регулирующих вопросы прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194,198, ГПК РФ, суд РЕШИЛ Отказать в иске Наливайко О.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным приказа УФНС по РБ от ... года об увольнении, признании незаконной записи в трудовой книжке об увольнении по п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», восстановлении на работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. Решение может быть обжаловано в аппеляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд Советского района г. Уфы. Судья С.Я. Власюк