Дело № 2-1585/2012 Именем Российской Федерации 16 апреля 2012 года Советский районный суд г. Уфы РБ в составе председательствующего судьи Ронжиной Е.А. при секретаре Шапиевой Н.И., с участием п заявителя п, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства экономического развития Республики Башкортостан к п Федеральной службы судебных приставов по ... об освобождении от взыскания исполнительского сбора, У С Т А Н О В И Л: Министерство экономического развития Республики Башкортостан обратилось в суд с заявлением к п Федеральной службы судебных приставов по ... об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав в обоснование, что на момент вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. < дата >, Министерство экономического развития Республики Башкортостан по не зависящим от него причинам не имело возможности исполнить требования, указанные в исполнительном документе (предоставить п жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат), поскольку федеральным органом исполнительной власти (Министерством регионального развития Российской Федерации) в рамках его полномочий выпуск и выдача государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также уточнение количества указанных государственных жилищных сертификатов по субъектам Российской Федерации в пределах в пределах общего размера социальных выплат, предусмотренных графиком выпуска и распределения в 2011 г. государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «...., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., утвержденным распоряжением Правительства РФ от < дата > ...-р, были осуществлены лишь < дата > (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от < дата > ...). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что несвоевременное исполнение решения суда произошло не по вине должника - Министерства экономического развития Республики Башкортостан. Следовательно, отсутствие виновных действий со стороны должника позволяет последнего освободить от штрафных санкций в виде исполнительского сбора. В связи с чем просят суд освободить Министерство экономического развития Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя ... отдела ... п Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан от < дата > В судебном заседании п заявителя п, действующий на основании доверенности от < дата > заявление поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, дополнительно пояснив, что, несвоевременное исполнение решения суда произошло не по вине должника - Министерства экономического развития Республики Башкортостан. Следовательно, отсутствие виновных действий со стороны должника позволяет последнего освободить от штрафных санкций в виде исполнительского сбора. В связи с чем просят суд освободить Министерство экономического развития Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя ... отдела ... п Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан от < дата > п по РБ в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, что позволяет суду рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, выслушав п заявителя, изучив и оценив материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что < дата > вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании постановления судебного пристава-исполнителя № б/н от < дата > УФССП по РБ о взыскании с Министерства экономического развития Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере 5 000,00 руб. В соответствии со статьей 112 ФЗ от < дата > № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, отраженной в Постановлении от < дата > ...-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда ..., Арбитражного суда ... и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский», исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Исходя из анализа указанным норм, следует, что исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа. В связи с чем, необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно причины по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективная возможность исполнения решения суда должником в установленные сроки. В отношении Министерства экономического развития Республики Башкортостан < дата > было возбуждено исполнительное производство ..., предмет исполнения: обязать Министерство экономического развития Республики Башкортостан, ... Республики Башкортостан предоставить п как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера не ранее < дата >, жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат. Права граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение жилищных субсидий регулируются Федеральным законом от < дата > № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которому средства федерального бюджета на жилищные субсидии, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеназванной Подпрограммы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... и распоряжением Правительства Российской Федерации от < дата > ...-р, Министерством регионального развития Российской Федерации был издан приказ ... от < дата > «О выпуске и выдаче государственных жилищных сертификатов», в соответствии с которым были распределены по субъектам Российской Федерации средства федерального бюджета, выделяемые на социальные выплаты для приобретения жилья, и был осуществлен выпуск государственных жилищных сертификатов. В соответствии с данным приказом ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства регионального развития Российской Федерации с сопроводительным письмом от < дата > № ГЕ 10/8-943 направила в органы исполнительной власти субъектов российской Федерации, в т.ч. в органы исполнительной власти Республики Башкортостан, бланки государственных жилищных сертификатов серии «ПС» для выдачи в 2011 г. гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. и акты приема-передачи бланков вышеуказанных государственных жилищных сертификатов. По акту приема-передачи бланков государственных жилищных сертификатов государственный жилищный сертификат серии ПС ... был передан Министерством экономического развития Республики Башкортостан Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан < дата > для дальнейшего вручения п. < дата > Администрацией муниципального района ... Республики Башкортостан вышеуказанный сертификат был вручен п. Таким образом, на момент вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора, т.е. < дата >, Министерство экономического развития Республики Башкортостан по не зависящим от него причинам не имело возможности исполнить требования, указанные в исполнительном документе (предоставить п жилищную субсидию и выдать жилищный сертификат), поскольку федеральным органом исполнительной власти (Министерством регионального развития Российской Федерации) в рамках его полномочий выпуск и выдача государственных жилищных сертификатов в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также уточнение количества указанных государственных жилищных сертификатов по субъектам Российской Федерации в пределах в пределах общего размера социальных выплат, предусмотренных графиком выпуска и распределения в 2011 г. государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ..., утвержденным распоряжением Правительства РФ от < дата > ...-р, были осуществлены лишь < дата > (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от < дата > ...). Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что несвоевременное исполнение решения суда произошло не по вине должника - Министерства экономического развития Республики Башкортостан. Следовательно, отсутствие виновных действий со стороны должника позволяет последнего освободить от штрафных санкций в виде исполнительского сбора. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в связи с отсутствием в действиях Министерства экономического развития Республики Башкортостан нарушений действующего законодательства и иных нормативных правовых актов, постановление судебного пристава- исполнителя от < дата > УФССП по РБ о взыскании с Министерства экономического развития Республики Башкортостан исполнительского сбора является незаконным и подлежит отмене. Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Министерства экономического развития Республики Башкортостан к п Федеральной службы судебных приставов по ... об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить. Освободить Министерство экономического развития Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя ... отдела ... п Федеральной службы судебных приставов Республики Башкортостан от < дата > Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Советский районный суд .... Судья Е.А. Ронжина