5-19/2012 по жалобе Ардаширова И.А.



№5-19/2012

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 марта 2012 г.

Судья Советского районного суда ... (РБ, ..., П..., 12), Ронжина Елена Александровна, с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО5, представителя ФИО5- ФИО5 при секретаре ФИО5, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО5,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... представило в суд материал об административном правонарушении в отношении генерального директора Открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО5, указав в обоснование, что начисление платы за электроснабжение мест общего пользования по неутвержденному в установленном порядке нормативу потребления коммунальных услуг, действующий законодательством не предусмотрено. Однако ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» в нарушение ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 23 Правил ..., при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета, начисление платы жильцам за услугу «Эл.эн. ОДН» в период с января 2010г. по ноябрь 2011г. осуществляет по неутвержденному нормативу в размере 7 кВт час в расчете на 1 человека.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ... ФИО5 ( доверенность в деле) пояснила, что, из материалах усматриваются в действиях генерального директора Открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО5 признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.

Представитель ФИО5 - ФИО5, действующая по доверенности от < дата > (доверенность в деле), с < дата > по < дата >. электроснабжение мест общего пользования управляющая организация оплачивала из ст. «Содержание». В соответствии с требованиями законодательства и представления прокурора РБ и прокурора ..., так как электроэнергия является коммунальным ресурсом, в 2010г. из платы за содержание были исключены расходы на оплату электрической энергии на освещение мест общего пользования и работу лифтов и выделена как отдельная услуга общедомовые нужды (ОДН). В соответствии с постановлением ... от < дата > «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» следует, что население должно рассчитываться по показаниям индивидуального прибора учета и доле фактического объема услуги, используемой на общедомовые нужды, определенной из показаний общедомового прибора учета. Фактический объем услуги на ОДН должен распределяться, пропорционально расходу энергии по показаниям индивидуального прибора учета. Практически это невозможно, так как на поставку электроэнергии на индивидуальное потребление заключены прямые договора между гражданами и ОАО «Башкирэнерго», а на поставку электроэнергии на ОДН между Управляющей организацией и ОАО «Башкирэнерго». Информации о потреблении электроэнергии на индивидуальное пользование у управляющей организации нет. что не дает возможности распределить расходы на ОДН пропорционально расходу электроэнергии по показаниям ИПУ. как определено в Постановлении Правительства РФ .... В связи с отсутствием нормативной базы для определения размера платы за электроэнергию на ОДН размер платы был определен в соответствии с п.25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от < дата > .... а именно: на освещение мест общего пользования - 7квт.ч. на 1 чел.; на работу лифта- 7 кВт. Ч. на 1 чел. С января по март 2010г. и с апреля по май 2011г., с июня 2011 по ноябрь 2011г. населению сделан перерасчет, а с декабря 2011г. начисление за ОДН не производится. Таким образом, не имелось возможности произвести начисления в соответствии с Постановлением Правительства РФ ... от < дата >

Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.д.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).

ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту имущества, оказанию жилищно-коммунальных услуг в доме, расположенном по адресу: ....

При выставлении счетов за оказанные коммунальные услуги ОАО «УЖ. ... ГО ... РБ» предъявляло жильцам отдельной строкой плату за электроснабжение мест общего пользования (ОДН), исходя из расчета 7 Кв/ч на одного человека в месяц, количества зарегистрированных жильцов в жилом помещении и установленного тарифа на электроэнергию.

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... (далее Правила ...), в случае если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с п.30 Правил установления и определения нормативов потребления     коммунальных     услуг,     утвержденных     постановлением

Правительства РФ от < дата > ..., в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит -также для приготовления пищи.

В соответствии с п. 14 данных Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.

Используемый ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» норматив расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь и т.д. - 7 кВт/ч в месяц на 1 человека применяется при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

Верховный Суд Российской Федерации в решении от < дата > № ГКПИ07-1019 указал, что 7 кВт/ч - это величина, которая получена расчетным путем на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплуатационные расходы жилищного хозяйства, которые утверждены приказом Минжилколхоза РСФСР от < дата > .... Эта величина не может применяться как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов, поскольку используется органами власти субъектов Российской Федерации при расчете норматива электроснабжения только при одном способе - расчетном методе по формулам, установленным приложением к Правилам.

Таким образом, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от < дата > ..., не устанавливают нормативы, а регулируют порядок их установления и определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВ/ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исхода из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Порядок начисления платы за электроснабжение с учетом расходов на места общего пользования урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от < дата > ....

Согласно п. 16 Правил ... при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

В силу п.22, 23 Правил ... при наличии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета собственники помещений несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В связи с тем, что жилой ... в ... оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, расходы на электроснабжение мест общего пользования должны определяться исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В нарушение требований ч.1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 22, 23 Правил ... в платежных документах начисление платы за электроснабжение мест общего пользования произведено без учета показаний общедомовых приборов учета.

Таким образом, оплата расходов на электроснабжение мест общего пользования, по неутвержденному в установленном порядке нормативу потребления коммунальных услуг, действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно ч.1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с чЛ ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В данном случае вина ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» заключается в там, что им не были предприняты все зависящие от него меры по предотвращению правонарушения - нарушения установленного порядка ценообразования.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении ... от < дата >

Таким образом, в действиях ОАО «УЖХ ... ГО ... РБ» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое, с учетом длительности времени нарушения требований установленного порядка ценообразования и серьезности этих нарушений, считаю возможным назначить директора Открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО5 административное наказание в виде наложения штрафа в сумме 50 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора Открытого акционерного общества «Управление жилищного хозяйства ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО5 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья          Е.А.Ронжина