обжалование постановления государственного инспектора Минэкологии.



Дело № 12-24/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«02» марта 2011 г. г. Уфа

Судья Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Давыдов Сергей Алексеевич, рассмотрев жалобу Феофанова В.М. на постановление №-ЛТ о наложении административного наказания от 17 сентября 2010г. государственного инспектора Белорецкого комитета Минэкологии РБ ...., Решение заместителя Министра Минэкологии РБ О.Н. ... от 07.10.2010г. об отказе в удовлетворении жалобы,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ .... №-ЛТ от ДД.ММ.ГГГГ Феофанов В.М. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме ... рублей.

Решением заместителя Министра Минэкологии РБ ... от ДД.ММ.ГГГГ Феофанову В.М. было отказано в удовлетворении жалобы о признании незаконным и отмене вышеуказанного Постановления.

Феофанов В.М., не согласившись с указанным Постановлением и Решением, обратился в суд с жалобой об их отмене. По мнению Феофанова В.М., в его действиях отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.

Представитель заявителя Феофанова В.М. - Швецова И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала.

Представитель заинтересованного лица Минэкологии РБ Шишкова Н.З. считает жалобу необоснованной, поскольку факт правонарушения был установлен.

Судья, выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Белорецким территориальным комитетом Минэкологии РБ проведена проверка деятельности Общества с ограниченной ответственностью экспертное монтажно-наладочное предприятие «УМНЭКС» (далее - Общество) на предмет соблюдения законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.

В ходе проверки выявлены несоблюдение Обществом требований ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ), ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ), Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», Приказа руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду».

Несоблюдение указанных требований выразилось в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Данные нарушения были отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ N 23-ЛТ. Ответственным за данное нарушение был признан директор общества - Феофанов В.М..

Выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, исследовав и оценив материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст. 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно п. 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

Судом установлено, что размещенные Обществом в местах накопления отходы, в том числе мусор от уборки территорий, помещений, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности производят вредное воздействие на окружающую среду.

Однако в соответствии со ст. 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.

Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Однако ни из материалов дела, ни из оспариваемого постановления Белорецкого территориального комитета Минэкологии РБ не следует, что Общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.

Напротив, Обществом заключены договоры с ОАО «Дорзеленстрой» на вывоз твердых бытовых отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, с ГУП «Табигат» на услуги по размещению и захоронению отходов производства и потребления № от ДД.ММ.ГГГГ

Довод представителя Минэкологии РБ Шишкова Н.З. о том, что пунктом 4.1 договора с ГУП «Табигат» на услуги по размещению и захоронению отходов производства и потребления № от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 3.2 договора с ОАО «Дорзеленстрой» на вывоз твердых бытовых отходов № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена обязанность заказчика самостоятельно вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду не принимается, поскольку указанное обстоятельство не имеет правового значения при рассмотрении настоящего спора.

В данном случае в оспариваемом Постановлении Белорецкого территориального Комитета Минэкологии РБ о назначении административного наказания отсутствуют сведения, относящиеся к событию совершенного правонарушения, а также сведения, касающиеся объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса.

Белорецким территориальным комитетом Минэкологии РБ, при рассмотрении административного дела, не установлено, связана ли деятельность общества с воздействием на окружающую среду, если связана, то какой вид негативного воздействия из установленных Законом N 7-ФЗ им осуществлялся, и какие суммы за негативное воздействие на окружающую природную среду подлежали внесению.

При наличии таких обстоятельств следует признать, что административный орган привлек Феофанова В.М. к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений Кодекса, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.

При таких обстоятельствах, Постановление №-ЛТ о наложении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Белорецкого комитета Минэкологии Республики Башкортостан ...., Решение заместителя Министра Минэкологии РБ О.Н. ... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы суд не может признать законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить жалобу Феофанова В.М. на постановление №-ЛТ о наложении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Белорецкого комитета Минэкологии Республики Башкортостан ...., Решение заместителя Министра Минэкологии РБ ... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы.

Признать незаконным и отменить постановление №-ЛТ о наложении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Белорецкого комитета Минэкологии Республики Башкортостан Лизуновой Т.Н. о привлечении Феофанова В.М. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания штрафа в сумме ... рублей.

Признать незаконным и отменить Решение заместителя Министра Минэкологии РБ ... от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.

Судья С.А. Давыдов