№12-228/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 15 августа 2010г. г. Уфа Суд Советского района г. Уфы в составе: председательствующего судьи Ронжиной Е.А., с участием заявителя ФИО1, ФИО1 заинтересованного лица ФИО1, при секретаре Шапиевой Н.И., рассмотрев жалобу ФИО1 ... на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ... от дата по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Заместителем главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ... от дата вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 Яны Эрнестовны по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение ст. ст. 14, 22, ч.1 ст. 30 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 34 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Считая вышеуказанное постановление необоснованным, ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ... от дата о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ за нарушение ст. ст. 14, 22, ч.1 ст. 30 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 34 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», указав в обоснование, что при проведении инвентаризации и разработке нормативов ПДВ, а также для учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух заявитель руководствуется следующей основной нормативно-технической и методической документацией: Методика определения валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от котельных установок ...; Методические указания по расчету выбросов оксидов азота с дымовыми газами котлов тепловых электростанций. ...; Методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее ... ... Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных. ...; Инструкция по нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ для котельных, укомплектованных котлами производительностью менее ...; Положение о регулировании выбросов в атмосферу в период неблагоприятных метеорологических условий на тепловых электростанциях и в котельных. ... Правила организации контроля выбросов в атмосферу на тепловых электростанциях и котельных. ...; Инструкция по инвентаризации выбросов в атмосферу^ загрязняющих вешеств тепловых электростанций и котельных. .... Указанная документация, применяемая при нормировании выбросов для объектов теплоэнергетики, разработана в ... и действует по настоящее время (письмо ... от дата). Инвентаризация проводилась в соответствии с требованиями Инструкции по инвентаризации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ тепловых электростанций и котельных (...). В разделе «Объекты инвентаризации» данной инструкции указано, что учету подлежат следующие загрязняющие вещества: диоксид азота; оксид азота; диоксид серы; зола твердого топлива; мазутная зола ТЭС (в пересчете на ванадий); оксид углерода; сажа (только для котлов производительностью менее 30 т/час); бенз(а)пирен (только для котлов производительностью менее 30 т/час). Там же указано какие источники выделения подлежат учету: котлы, газовые турбины, дизельные установки; котлы, сжигающие мазут; котлы, сжигающие твердое топливо; золошлакоотвал; котлы, мощностью менее 30 т пара/ч, сжигающие твердое и жидкое топливо; угольный склад при перевалке топлива. Аналогичные требования изложены и в приложении ... (Особенности определения, нормирования и контроля выбросов от объектов теплоэнергетики) «Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)», введенное в действие письмом Управления государственного экологического контроля Ростехнадзора ... от дата (п. 2.1.). В соответствии с п.2.3. РД 135-34.0-02.303-98 «Инструкция по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для тепловых электростанций и котельных» и п.2.3. Приложения ... «Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)» выбросы других веществ, содержащихся в дымовых газах, и выбросы от прочих источников основных и вспомогательных цехов и производств ТЭС, ТЭЦ и котельной при разработке проекта нормативов ПДВ не нормируются и не подлежат контролю. Проект нормативов ПДВ БашРТС-Уфа разработан в соответствии с требованиями ... приложения 5 «Методического пособия по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное)» и имеет положительное санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспотребнадзора по РБ и уведомление об утверждении проекта Управлением Ростехнадзора по РБ, выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В постановлении N ... от дата отмечено, что источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от мазутонасосных являются вентиляционные трубы, которые являются организованными источниками выбросов. Указанная для проведения расчетов выбросов «Методика расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования» (... предназначена для расчета выбросов от неорганизованных источников выбросов. Кроме этого, данная методика предназначена для расчета неорганизованных выбросов, обусловленных утечками перерабатываемого углеводородного сырья и продуктов его переработки из технологических аппаратов, агрегатов и запорно-регулирующей арматуры установок и товарно-сырьевых парков нефте- и газоперерабатывающих заводов, компрессорных станций, промысловых установок подготовки и переработки нефти и газа и др. объектов нефтегазовой промышленности. В соответствии с «Перечнем методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (письмо Минприроды РФ от дата ...) РД 39-142-00 не относится к объектам электроэнергетики, ТЭЦ и котельным. Считает, что в акте проверки от дата N 13 и в протоколе не отражены обстоятельства, подтверждающие событие вменяемого ей административного правонарушения, не зафиксирован факт выброса загрязняющих веществ от указанного оборудования. В связи с чем просит суд отменить постановление N 03-03/13/ГЭГ/1 от дата. Заявитель ФИО1 в судебном заседании жалобу поддержала, просила удовлетворить, отменить постановление как незаконное по изложенным в жалобе основаниям. ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ... ФИО1, действующий по доверенности (доверенность в деле), жалобу ФИО1 считает необоснованной, пояснил, что ФИО1 привлечена к административной ответственности законно и обоснованно, все требования действующего законодательства соблюдены. Кроме того, в ходе рассмотрения аналогичной жалобы ФИО1 в Арбитражном суде РБ был сделан запрос в ...» ...» в котором дано ответ, что выбросы от эксплуатации систем обеспечения постоянной циркуляции жидкости, хранящееся в резервуаре, данной методикой не учитывается и их следует нормировать отдельно. Для этих целей рекомендовано использовать ...». Данный институт занимается как раз разработкой методики. Изучив и оценив материалы административного дела и доводы жалобы, суд приходит к выводу, что ФИО1 привлечена к административной ответственности за совершенное административное правонарушение законно и обоснованно. Из материалов дела следует, что заместителем главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ... от дата вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1 ... за нарушение ст. ст. 14, 22, ч.1 ст. 30 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 34 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: - планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; - осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; - соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами. Статья 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 этого же закона юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. В ходе комплексной плановой выездной проверки, проведенной по приказу Управления Росприроднадзора по РБ от дата ...-П с дата по дата соблюдения требований в области охраны окружающей ...» установлено следующее. На территории цехов и котельных «... распологаются мазутонасосные, предназначенные для подогрева, очистки и подачи мазута в котельную, сбора, перекачки загрязненных стоков и чистого конденсата на химводоочистк; паронагреватели, дренажные емкости. Мазутонасосные представляют собой отдельно стоящие здания, оборудованные системой вытяжной вентиляции. Источники выделения - насосное оборудование, дренажные емкости, запорная арматура и т.п. Источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от мазутонасосных, являются вентиляционные трубы (организованные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух). Паронагреватели, приемные емкости расположены на производственной территории объектов, служат для поддержания требуемой температуры резервного топлива в резервуарах и сбора нефтепродуктов. Являются неорганизованными источниками выбросов. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся в результате нарушения герметичности оборудования, запорной арматуры и т.п. Источники выбросов расположены на отдельных производственных территориях. На территории ...» расположены мазутные хозяйства, имеющие в своем составе резервуарные парки, паронагреватели и насосные по перекачке мазута. В резервуарах в качестве резервного топлива хранится мазут или заменитель мазута, которые постоянно циркулируют через паронагреватели для поддержания утвержденной температуры резервного топлива в резервуарах. Перекачка осуществляется насосами с сальниковым уплотнением. Насосные расположены в отдельных зданиях, оборудованы системой вентиляции, работают для перекачки резервного топлива с целью поддержания требуемой температуры топлива в резервуаре и для подачи топлива на паровые и водогрейные котлы. Так, в мазутонасосной ... установлены 3 насоса подачи мазута на водогрейные и паровые котлы марки ... насоса для рециркуляционного разогрева марки ... На насосах используются для уплотнения вала резиновые манжеты. дата в ... в работе находился насос подачи мазута ... марки ЗВ-16/25. Производилась циркуляция мазута в режиме резерва через ... град.Цельсия (подтверждается оперативным журналом). В мазутонасосной предусмотрена вытяжная вентиляция с двумя вентиляторами на общую трубу, эл.дв. марки .... На отдельной площадке установлены 3 подогревателя мазута марки ... В мазутонасосной предусмотрена дренажная емкость для сбора утечек мазута с уплотнений насосов объемом .... На момент проверки в дренажной емкости находилось 0,25 мЗ мазута. По мере заполнения мазут откачивается в приемную емкость ..., расположенную вне здания насосной. Главным инженером «...» утверждены инструкции по эксплуатации оборудования мазутного хозяйства по каждому цеху, которой предусмотрена обязательность операции по циркуляции мазута. Все вышеуказанные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу подлежат учету и контролю. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух рассчитываются в соответствии с РД 39-142-00 «Методика расчета выбросов вредных веществ в окружающую среду от неорганизованных источников нефтегазового оборудования» или по другим действующим методикам («Перечень методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, используемых в 2010 году при нормировании и определении величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух»). Согласно вышеуказанной методике выброс загрязняющих веществ будет осуществляться через сальниковые и торцевые уплотнения насосов. В приложении ... к данной методике дана расчетная величина утечки, мг/с на одно уплотнение, которая составит для сальникового уплотнения насоса-..., для торцевого уплотнения-... мг/... данному приложению расчетная величина утечки от запорной арматуры для тяжелых углеводородов составит .../... технологических операциях с вышеуказанных источников выбросов в атмосферный воздух выбрасываются загрязняющие вещества: углеводороды предельные ... сероводород. Согласно п. 1.1. ГОСТа 17.2.3.02-78 ...) Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника загрязнения атмосферы. Однако в филиале «... вышеуказанные источники выделения и источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не учтены, в проекте ПДВ не рассчитаны, учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводился. Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух с вышеуказанных неучтенных источников выбросов «...» не получено. Таким образом, нарушены ст.ст. 14, 22, ч.1 ст.30 Федерального закона от дата №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. 34 Федерального закона от дата №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В соответствие с п.2.1. положения об отделе экологии .../ЭК от дата, утвержденным директором «...», основной задачей отдела является обеспечение соблюдения требований природоохранного законодательства, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду; согласно п.3.1 основной функцией отдела является проведение инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу от котельных, вспомогательного производства, вносит корректировки в связи с их изменением; согласно п.3.3. - согласовывает природоохранную документацию в контролирующих органах; согласно п.3.12. - своевременно получает разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно п.5.2. - руководство отделом осуществляет начальник отдела. Согласно приказа ...» ...к от дата ФИО1 была назначена на должность начальника отдела экологии «...». Согласно ч.1 ст.2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Таким образом, суд приходит к выводу, что вина должностного лица - заключается в том, что ФИО1 являясь начальником отдела экологии не организовала работу по проведению инвентаризации вышеуказанных источников выбросов вредных веществ в атмосферу, не обеспечила учет выбросов от мазутонасосной, дренажных емкостей, запорной арматуры в атмосферный воздух, выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от данных источников не рассчитан и не учтен в проекте ПДВ, а, следовательно, и в действующих на момент проверки разрешениях на выброс. В связи с чем в ходе осуществления производственной деятельности «...» начальником отдела экологии не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил охраны атмосферного воздуха, то есть, допущено виновное несоблюдение указанных требований, а именно, выброс загрязняющих веществ от указанных источников осуществлялся без специального разрешения. При таких обстоятельствах, суд считает, что привлечение заместителем главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы к административной ответственности ФИО1 обоснованно и соответствует требованиям закона. Суд также считает, что назначение административной комиссией наказания в виде административного штрафа в размере 4500 рублей, соответствует требованиям закона и целям административного наказания. Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья РЕШИЛ: Постановление Заместителя главного государственного инспектора РФ по РБ по охране природы ... от дата в отношении ФИО1 Яны Эрнестовны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 суток. Судья ФИО1