11-82/2011, апелляционное определение от 13.07.2011 об оставлении решения без изменения



Мировой судья СУ № 5 Усынин А.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 июля 2011 года

Советский районный суд г.Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ефремовой И.В.,

при секретаре Каплановой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Государственного стационарного учреждения Астраханской области «...» к Долгалеву Н.Ф. о взыскании задолженности с апелляционной жалобой Долгачева Н.Ф. на решение мирового судьи судебного участка № 5 Советского района г. Астрахани от Дата обезличена года,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Государственное стационарное учреждение Астраханской области «...» обратилось в суд с иском к Долгалеву Н.Ф. о взыскании задолженности, указав, что Долгалев Н.Ф. проживает в ГСУ АО «...» с Дата обезличена года на основании путевки Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной Министерством социального развития и труда Астраханской области, и договора о стационарном обслуживании и оказании социальных услуг Номер обезличен от Дата обезличена года.

При поступлении Долгалева Н.Ф. в учреждение с ним были заключены договоры, по условиям которых, ответчик обязуется оплачивать услуги ежемесячно в установленных размерах за стационарное обслуживание и оказание социальных услуг. Однако ответчик отказывается вносить плату за оказание социальных услуг. Общая сумма задолженности за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года составляет ... рублей ... копеек. В судебном заседании представитель истца уменьшил сумму иска до ... рублей. Просил суд взыскать с Долгалева Н.Ф. сумму задолженности в размере ... рублей.

Решением мирового судьи судебного участка Номер обезличен Советского района ... от Дата обезличена года с Долгалева Н.Ф. в пользу Государственного стационарного учреждения Астраханской области «...» взыскана сумма задолженности в размере ... рублей, судебные расходы в сумме ... рублей.

Ответчик Долгалев Н.Ф. в апелляционной жалобе указал, что мировым судьей при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.

Суд не дал оценку договору, и посчитал факт заключения договора установленным. Однако договор об оказании социальных услуг не является заключенным, поскольку в нем не согласованы все существенные условия, а именно, предмет договора, а именно предмет и цена. Из содержания указанного договора невозможно определить, какие услуги и в каком объеме должны быть оказаны. Из текста договора и дополнительного соглашения не ясно, какие услуги относятся к услугам стационарного обслуживания, за которые взимается плата в размере 75% от назначенной пенсии, какие услуги относятся к социальным услугам, за которые взимается плата 20% от разницы между назначенной трудовой пенсией и прожиточным минимумом, а также какие услуги относятся к дополнительным и какая плата по ним взимается. Ссылка в договоре на услуги, предусмотренные территориальным перечнем и другими нормативными актами, не конкретизирует предмет договора. Таким образом, перечень услуг, указанный в договоре не является достоверным, и достаточно конкретным, чтобы считать предмет договора согласованным, следовательно, договор нельзя считать заключенным.

Кроме того, требования о взыскании задолженности подлежат удовлетворению только при наличии доказательств фактического оказания услуг, однако истец не предоставил доказательств фактического оказания услуг, их объема и качества.

Суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению. Мировым судьей неверно применены нормы материального права и не применен нормативный акт, имеющий большую юридическую силу. Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела. Отклоняя доводы ответчика о частичном совпадении услуг стационарного обслуживания и социальных услуг в нормативных документах субъекта, мировой судья в своем решении указал, что в рассматриваемых нормативных актах Астраханской области отсутствуют какие-либо услуги, которые отнесены как к социальным, так и к стационарным услугам одновременно. Однако данный вывод не соответствует обстоятельствам дела. Постановлением Правительства Астраханской области от Дата обезличена года Номер обезличен о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от Дата обезличена года Номер обезличен, гражданам, находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются бесплатно. Просил суд решение мирового судьи от Дата обезличена года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении иска.

В судебном заседании ответчик Долгалев Н.Ф. апелляционное жалобу поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель Асадулина Э.К., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержала, просила суд решение мирового судьи от Дата обезличена года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении иска.

В судебном заседании представитель истца Дмитриев В.И., Ярославцев Б.А., действующие на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы не признали, просили суд решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционных жалобы, представления вправе: оставить решение мирового судьи без изменения, жалобу, представление без удовлетворения; изменить решение мирового судьи или отменить его и принять новое решение; отменить решение мирового судьи полностью или в части и прекратить судебное производство либо оставить заявление без рассмотрения.

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На основании ст.7 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.3 ФЗ РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Согласно п.,1.2, 1.3 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ №899 от 31 декабря 2006 года, деятельность учреждений и предприятий социального обслуживания, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, должна соответствовать государственным стандартам социального обслуживания и может включать в себя предоставление следующих основных видов социальных услуг: социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, в том числе, с учетом требований законодательства, предъявляемым к социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются в том числе и стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

На основании ст.15 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.

В силу ст.21 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляют собственное правовое регулирование социального обслуживания населения.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся: обеспечение реализации настоящего Федерального закона; разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания и организация их деятельности; установление порядка координации деятельности социальных служб; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания; иные полномочия.

В судебном заседании установлено, что Долгалев Н.Ф. проживает в Государственном стационарном учреждении Астраханской области «...» с Дата обезличена года на основании путевки Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной Министерством социального развития и труда Астраханской области, и договора о стационарном обслуживании и оказании социальных услуг Номер обезличен от Дата обезличена года.

На основании п.2.1 Устава целями и задачами дома-интерната является оказание разносторонней помощи путем предоставления комплекс социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, создании наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий социального медицинского и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга.

На основании ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Согласно п.5 Постановления Правительства РФ №473 от 15 апреля 1996 года «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственным и муниципальными учреждениями социального обслуживания», стоимость социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, определяется исходя из тарифов на платные социальные услуги, установленных для данного региона.

Дата обезличена года между истцом и ответчиком заключен договор Номер обезличен о стационарном обслуживании и оказании социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. По условиям данного договора конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание и оказание социальных услуг, вносимой Долгалевым Н.Ф. из трудовой пенсии, составляет: за стационарное обслуживание-75% от назначенной трудовой пенсии; оказание социальных услуг-20% от разницы между назначенной трудовой пенсией и прожиточным минимумом.

Пунктом 2.2 договора предусмотрено, что заказчик обязуется вносить плату за стационарное обслуживание и оказание социальных услуг.

Договор от Дата обезличена года сторонами подписан, соответствует требованиям, предъявляемым к составлению договора, при его составлении соблюдены все существенные условия.

Оплата за проживание в ГСУ АО «...» предусмотрена условиями договора о социальном обслуживании, однако ответчик свои обязательства, предусмотренные договором, не исполняет.

Доводы ответчика в части того, что в договоре отсутствует предмет самого договора, не соблюдены существенные условия, в связи с чем договор является незаключенным, являются необоснованными, и не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Кроме того, ответчиком договор социального обслуживания в судебном порядке не оспаривался, с условиями договора Долгалев Н.Ф. был согласен, о чем свидетельствует подпись ответчика.

Также данный договор является типовым, что предусмотрено п.2 постановления Правительства Астраханской области Номер обезличен от Дата обезличена года «Об утверждении порядка, условий предоставления и оплаты социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в комплексных центрах социального обслуживания, стационарных и специализированных стационарных учреждениях социального обслуживания», при социальном обслуживании граждан на платной основе с ними (или их законными представителями) заключаются договоры установленной формы (приложения №3-5 к Порядку).

Факт невыполнения Долгалевым Н.Ф. принятых на себя обязательств по оплате услуг подтверждается требованием об оплате задолженности от Дата обезличена, Дата обезличена, Дата обезличена года.

Согласно п.2 постановления Правительства Астраханской области Номер обезличен от Дата обезличена года «Об утверждении порядка, условий предоставления и оплаты социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в комплексных центрах социального обслуживания, стационарных и специализированных стационарных учреждениях социального обслуживания» плата за обслуживание в отделениях временного, постоянного проживания комплексных центров социального обслуживания, стационарных и специализированных стационарных учреждениях состоит из платы за стационарное обслуживание и платы за дополнительные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг.

При взимании платы за стационарное обслуживание и предоставление социальных услуг в учреждениях социального обслуживания с граждан пожилого возраста и инвалидов учитывается размер получаемой ими пенсии. В случаях получения обслуживаемым гражданином двух пенсий учитывается размер установленной ему трудовой пенсии. Социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, утверждаемый Правительством Астраханской области, оказываются бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Дополнительные услуги, не входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказываются на условиях полной оплаты в соответствии с тарифами на платные социальные услуги, утвержденными Правительством Астраханской области.

Постановлением Правительства Астраханской области Номер обезличен от Дата обезличена года «Об установлении тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в государственных учреждениях социального обслуживания, установлены тарифы на платные социальные услуги.

Довод ответчика в части того, что услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляются бесплатно, является необоснованным, поскольку плата взимается за услуги, не входящие в указанный перечень, но предусмотренный нормами действующего законодательства.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы мирового судьи соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, мировым судьей допущено не было.

Учитывая исследованные в судебном заседании судом апелляционной инстанции доказательства, а также то, что доводы, указанные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования, и оценки суда, апелляционная инстанция приходит к выводу, что доводы заявителя являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка Номер обезличен Советского района ... от Дата обезличена года оставить без изменения, апелляционную жалобу Долгалева Н.Ф. - без удовлетворения.

Судья И.В. Ефремова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200